В сентябре в Свято-Андреевском храме прошло заседание районного методического объединения преподавателей, которые ведут в детских садах кружковую работу по основам православной культуры. В зале церковной библиотеки, где обычно проходят занятия воскресной школы, собрались воспитатели и музыкальные руководители из городских детских садов, а также из Липовки, Раскатово, Баскатовки, Подлесного, Осиновки, Звонарёвки и других сёл. Коллеги обсуждали учебную программу, методическую литературу, делились опытом преподавания и говорили на общую для них тему. Мне это собрание показалось особенно интересным из-за участия в нём настоятеля храма отца Валерия. Ему задавали вопросы, которые обычно своим воспитателям задают дети. И ответить на них по-детски просто и понятно – это большая искренность. Предлагаем вниманию читателей лишь несколько вопросов и ответов из большого и доброго разговора. - Кто такой Бог? Почему мы Его не видим? - Бог – это творец, который создал всё. Он находится на небе, поэтому мы Его не видим. Такой может быть ответ для дошкольника. А вот когда дети постарше, когда мы уже говорим про Троицу, можно уже что-то и расшифровывать. - Я упал и коленку расшиб. Почему Господь меня не уберёг? - Господь дал каждому человеку разум, волю, свободу выбора, понятие добра и зла. Вот мама говорит: нельзя в лужу ходить, а ребёнок хочет идти, он не верит, не понимает, не слушается, идёт – и набирает в ботиночки воды. Так учись жизни, она впереди вон какая длинная, ещё будет много трудностей. Господь смотрит, ангел-хранитель за тобой всегда ходит, тебя поддерживает. Но ты растёшь, тебя уже не на руках носят, ты сам ходишь, так учись уже сам смотреть за собой. Ты должен смалу учиться быть ответственным. И за себя, а потом и за других. Если тебе говорит мама или папа или учителя: будь осторожен, не бегай, там может быть скользко. Упадёшь – будешь знать, что больно. - Мы говорим о народных традициях и православии, а даже в учебных книгах встречаются противоречия. - Русская культура – это смесь православия и язычества. В книжках понапишут всякую всячину: колдуны, феи. И детям нужно помогать, подсказывать, объяснять, что в сказках бывает вот так, а вот так люди думали, пока не знали Бога истинного. Нужно обязательно, потому что всё равно дети увидят и узнают, но возможно, неправильно истолкуют. Поэтому взрослым, особенно воспитателям и учителям, нужно быть внимательными. А то, читаю в методичке для садика: дети, кто хозяин в доме? А автор книжечки им подсказывает – домовой. Или: дети, какие главные предметы в доме? И опять им ответ готовит автор: стол и печь. Спору нет, без стола и печи не обойтись. Но как было: в каждом доме икона в переднем углу. Зашёл в комнату человек и что увидел – икону. Перекрестился, поклонился: мир дому сему. И ему отвечают: с миром принимаем, то есть ему рады. Так что, если в чём сомневаетесь, придите в церковь, спросите. - Нас иногда обвиняют, что мы насаждаем православие. Что ответить, как поступить? - Насаждать ничего нельзя. Дети не обязательно должны веровать, не надо заставлять их ходить в церковь, насильно учить молиться, это всё складывается в семье, пусть остаются в своей вере. А у вас в садике есть и детки-мусульмане, вы на них тоже обращайте внимание, посвящайте уроки и исламу, когда надо. Им же интересно, они расскажут, как у них дома заведено. Или, к примеру, устраивают в садике православную комнату. Назовите её лучше просто «русская комната» или «комната в русской избе»: вот такая она была, православная изба. Такой была утварь, здесь стояли иконы. Полный текст читайте в сегодняшнем номере «Делового Маркса»
Владимир Гуреев, marksianin.ru
|