Тот самый атлас, на котором указаны дороги, которых нет
Лето кончается в первый день лета, эта уверенность у меня с детства. С возрастом я, как и многие, заметил, что летние отпуска проходят также незаметно и неотвратимо, как когда-то пролетали каникулы. Кажется, едва потеплело – и вот уже осень.
В этом совершенно нет трагедии, таков порядок вещей, он вечен и потому прекрасен. Но каждому из нас хоть однажды приходилось мысленно «останавливать мгновение» в какой-то конкретной минуте. И скорее всего, это была минута отпуска.
Так вот, пока лето ещё длится, поговорим об отпусках. Вернее, об отпускных поездках, сезон которых как раз начинает набирать обороты. В эти дни кажется, что автотрасса, проходящая мимо нашего города, в разгар лета соединяет уже не Балаково с Энгельсом и даже не Самару с Волгоградом, или Уфу с Воронежем, а Заполярье с Морем.
Насколько сильна тяга северян к югу, заметно по нескончаемому потоку автомашин с номерами 86-го и 89-го регионов – это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. У них там сейчас короткая благодать – белые ночи, низовья Оби свободны ото льда, и в течение месяца-полутора иногда можно ходить в рубашках. А скоро солнце надолго уйдёт за горизонт, из Салехарда в Лабытнанги (это ямальские города-спутники, как Саратов и Энгельс) вновь будут перебираться по льду. А для жителей большинства ямальских населённых пунктов зимники вообще станут единственной возможной дорогой.
Север – Юг: дорога длинной в 2 неделиАрбуз-кормилец в Ровном, установленный в прошлом году на День района Мой друг-однокашник Марат, много лет живущий в Салехарде, в этом году не решился ехать южнее Полярного круга на автомобиле. Для того, чтобы его машина встала колёсами на твёрдую землю, её надо погрузить на паром, поставить «в каблуки», привязать цепями, и трое суток в ней спать, питаться всухомятку, терпеть другие бытовые лишения, медленно подымаясь вверх по Оби до Ханты-Мансийска. А потом, после выгрузки, ещё под тыщу вёрст мчать до Тюмени, куда в назначенный час самолётом прилетит жена с двумя детьми. И только после этого семья воссоединится, и у неё начнётся «отпускная дорога на юг». Понятно, что обратный путь такой же непростой, только вниз по Оби паром идёт на сутки быстрее. Хорошо, что «северные» отпуска длинные, а то, к примеру, в прошлом году Марат таким образом ездил в Сочи, и потратил на дорогу ровно 2 недели и ещё 1 сутки. В этом году, взяв семейную путёвку в крымский ялтинский санаторий, автомобиль решили не брать. - Не каждый же год его с собой таскать, - сказал Марат, когда в середине июня мы встретились с ним на Украине. - Тем более, что ему нужен бензин, а вовсе не солнце. И то, правда: путешествие рекой, самолётом и лишь потом на автомобиле – это романтика, от которой потом отдельный отдых не помешает. Другое дело: сел в поезд, без забот, тебя везут. Получается дороже, но быстрее, проще и намного легче.
На колёсах с ветерком
Поездка в отпуск на автомобиле имеет целый ряд неоспоримых преимуществ. Санаторный пляж в Ливадии в середине июня – ещё не сезон Во-первых, не надо ограничиваться только самым необходимым, беря с собой что полегче и поменьше. В любой дороге ощущается дефицит рук, способных нести поклажу, но на машине с собой можно взять всё, что поместится в багажник: от вечерних нарядов до туристического снаряжения.
Во-вторых, вид из автомобиля гораздо шире и богаче, чем из окна поезда. В полной мере это оценили наши дети: они во все глаза смотрели по сторонам, высовывались вперёд, а то осаждали заднее стекло автомобиля, наблюдая, как убегает дорога и окружающий пейзаж.
В-третьих, возможности управлять своим маршрутом почти безграничны. Где понравится, можно притормозить, полюбоваться видом, можно свернуть с дороги, чтобы посмотреть новый город, зайти в кафе или просто купить продукты. Можно вообще остановиться на берегу реки, или сделать крюк в сотню вёрст, чтобы посетить старого друга.
И, наконец, в-четвёртых, даже при нынешних высоких ценах на бензин такая поездка обходится гораздо дешевле, чем четыре билета на поезд. Последний аргумент был важен во все времена, а с развитием дорожно-бытовой инфраструктуры и повышением комфортности автомобилей он стал одной из главных причин бума семейных автопробегов.
Есть в них и другие плюсы, но естественно, все они «бледнеют», если автомобиль часто ломается, маршрут неизвестен, а водитель не готов к длительному путешествию и слабо разбирается в дорожных указателях.
В Крым… левым берегом
Автор статьи с детьми От Маркса до Крыма поближе, чем от Салехарда, маршрут проще, и наша семья двинулась на украинское Чёрное море на автомобиле. «Муж-жена плюс двое детей, наркотики-оружие-взрывоопасные предметы не перевозим», - как потом часто приходилось нам говорить на кордонах и таможнях.
Но собираясь в такое, в общем-то, несложное путешествие, мы нашли свои приключения быстрее, чем достигли украинской границы.
Путь от саратовской Волги пролегает через Волгоград. Впервые в жизни мы решили проехать этот отрезок левым берегом, а для романтики за 7 км до Николаевска уйти к Волге и переправиться на пароме в Камышин. Мы внимательно изучили дорожный атлас, но не догадались заглянуть в интернет. И это было ошибкой: в интернете можно найти подробные путеводители, которые полны ценных подсказок.
К примеру, что в сухую погоду не стоит опасаться короткого отрезка после Ровного, обозначенного на карте Саратовской области как «дорога без покрытия». Кстати, на федеральных атласах никой такой «проблемный» участок не обозначен. На самом же деле, едва проехав Ровное, мы тут же выкатились на местами бугристую, местами укатанную грунтовку. Такое различие карты и жизни нас несколько смутило, но дорога оказалась мягкая, почти не пыльная, а люди объяснили, что через 6-7 километров всё будет хорошо.
И действительно, Саратовская область закончилась, началась Волгоградская, и как награда появилась неширокая, но хорошо асфальтированная трасса – прямая, равнинная, пустая, без населённых пунктов и каких-либо препятствий. И всё-таки одно препятствие там есть. В нашем атласе, на обложке которого начертано: «Второе издание, обновлённое и исправленное, 2009 г. Новейшая картографическая информация», оно не обозначено. Но именно в нём заключается главная причина такой пустоты и гладкости.
Владимир ГУРЕЕВ, фото автора
Продолжение следует
|