Вот и вошли мы в заключительный месяц зимы, когда ещё нужны сани и лыжи, но пора думать и о весеннем севе, будущем тепле, летних каникулах. Самое время вспомнить добрым словом только что отзвеневший морозами январь, который был суровым, но настоящим.
Несколько лет назад в Марксовском краеведческом музее проходила выставка полотен голландских художников XVI-XVII веков. Правда, это были лишь компьютерные копии старинных шедевров, но они позволяли прочувствовать всю их красоту, начиная от идентичной цветопередачи до ощущения шероховатости холстов.
Голландия – страна морозных и снежных зим, закованных льдом каналов и беспрестанно крутящихся ветряков. Именно они главенствовали на картинах, равно как море и любимые в средневековье аллегорические сюжеты.
А мне более всех запомнились полотна Питера Брейгеля Старшего, или, как его называют искусствоведы, Мужицкого, намекая на его крестьянское происхождение. Кстати, они же придумали такой термин – «вхождение в картину», когда зритель, вглядываясь в неё, незаметно для себя раздвигает рамки и мысленно оказывается внутри. Что происходит с ним по ту сторону полотна – тайна.
Перед картиной Питера Брейгеля Старшего, изображающего январский день и замёрзший канал, по которому беззаботно скользят на коньках горожане, я пережила то самое «вхождение в картину». И увидела себя словно со стороны, там – на полотне XVI века, да не одну, а со спутником, имя которого мне самой неизвестно...
Прошли годы, но моё мистическое путешествие в январь тысяча пятисот какого-то года осталось в стихах. Это небольшой цикл из четырёх стихотворений, одно из которых написано верлибром – белым стихом, в котором важна не рифма, а ритм.
Так что? Решимся ль посетить с тобой опять Голландии промёрзшие каналы? Плащи накинув, чтоб не привлекать Внимания, тихонечко войдём… Лёд, как паркет огромнейшего зала, Исписанный виньетками, кругами, Зеленовато-светлый. Мы вдвоём Ступаем осторожными ногами В январский и морозный тот денёк Шестнадцатого века. Только прежде Не забежать ли нам с тобою в лавку? Причудливо изогнутый конёк Ты держишь недоверчиво. Ужели Без страха можно на него вставать? А я креплю у ворота булавку, И лёгкости необычайной в теле Удивлена, мне хочется летать!
Столь модное нынче фигурное катанье было невероятно популярно в Голландии уже во времена Питера Брейгеля. На коньки вставали, едва научившись ходить. А в ясные деньки на ледяной дороге можно было встретить не только ребятню, но и знатных особ, и даже священников, которым простые мирские радости, оказывается, не чужды.
Устроены коньковые бега. Ты хочешь щегольнуть своим искусством? Я не рискну. Не опытна нога. Мной не владеет состязанья чувство.
А ты решился. Крепишь свой конёк Надёжнее, чтоб не подвёл случайно. О, если б только выиграть ты мог, Как это было бы необычайно!
Сумел бы всех оставить позади, Не упустить капризную удачу! Но что это? Послушай… погоди… Мне кажется, здесь кто-то рядом плачет.
Мальчишка, прикрывая шапкой рот, Вздыхает, о коньках мечтая тщетно. Его мечте не сбыться, ведь на лёд, Увы, сегодня не пускают бедных.
И ты, недолго думая, тогда В одну минуту отстегнув крепленья, Коньки снимаешь с тем, чтоб навсегда Мальчишке их отдать без сожаленья.
А я грущу… Обида велика. Я так победы для тебя хотела! Изрезанная лезвием река Своё бесстрашно подставляет тело
Весёлым конькобежцам, что стремглав Несутся, январю безмерно рады. А наш мальчишка, с грохотом упав, Рыдает безутешно от досады.
Если кто-то в детстве не читал замечательную книжку Мэри Мейп Додж «Серебряные коньки», то найдите её и обязательно прочтите. И посоветуйте детям. Там есть и мечта бедняков о коньках, и чудесное их обретение и победа в конькобежных состязаниях. Это книга о доброте и целеустремлённости. И может быть, в юности художник Питер сам не раз мчался по каналу, подставляя разгорячённое лицо встречному ветру.
Да знаешь ли, какой переполох Случайно мы устроили с тобою? Весь мир искусства удивленья вздох Не может удержать! Сейчас открою
Тебе: в чём дело. Там, на полотне Голландском, на начавшейся неделе Искусствоведы разглядели две Фигуры, незаметные доселе.
Слегка размыты контуры, но всё ж Понятно: вот мужчина в оснежённом Плаще коньки снимает. (Как похож Он на тебя!). В накидке с капюшоном
Стоит с ним рядом дама. Чуть блестит Булавка-брошь у ворота накидки. Платочек пряча в маленькой горсти, Скрывает дама тщетно тень улыбки.
Кричат искусствоведы: «Что за бред? Их не было здесь раньше! Как попали Они сюда?». Мы дали бы ответ, Когда бы сами знали.
А, впрочем, я могу подозревать… Январь, как ты запутал нас безбожно И сделал всё, чтоб нас зарисовать Успел тот наблюдательный художник.
|