Проблемы, загнанные в угол - Гарри Николаевич, как Вы оцениваете состояние системы образования в Марксовском районе?
- В Марксовском районе здраво оценивают существующую ситуацию. Ваши руководители последовательно и аргументировано отстаивают свои сельские школы, но в тоже время понимают, что нельзя слепо следовать ложным лозунгам. Когда упрямо твердят, что школу сохраним любой ценой, это приводит к тому, что проблему загоняют в угол. На неё не обращают внимания, её прячут до тех пор, пока она не становится очевидной. Но тогда уже поздно, всё, тупик, дальше идти некуда: школа просто не открывается к новому учебному году.
Некому учить, некому учиться
- Получается, что оптимизация школ – это попытка заранее вывести учеников и учителей из этого кризиса?
- Я понимаю, что Вы хотите свести решение проблемы к элементарным объяснениям, что закрытие школ – это, мол, желание правительства сэкономить деньги. Вовсе нет. Проблемы системы образования накапливались десятилетиями, они слишком сложны и многослойны, чтобы были простые и лёгкие решения. Их одним махом не решить, тут одно зависит от другого, другое от третьего и так далее.
Давайте посмотрим, что происходит, когда классы и коридоры школы пустеют. Уменьшается количество учащихся, уходят и педагоги. С одной стороны – некому учиться, с другой – некому учить. Качество образования, которое эта школа даёт детям, неуклонно снижается. Кстати, сами родители это прекрасно понимают, они нанимают детям педагогов, репетиторов для дополнительных занятий, для подготовки к поступлению в вузы. А школа в этом время на глазах у всех деградирует и в итоге не проходит аккредитацию, потому что по базовым дисциплинам нет преподавателей.
Школы в плену ситуации
- Но ведь известно, что если нет школы, то нет и села.
- Вот тут как раз наоборот: сначала нет села, а уже потом нет школы. В таком нелёгком положении вся система образования, не только в Марксовском районе. В первую очередь это связано со снижением рождаемости, оттоком населения, и со сменой всего уклада хозяйствования на селе. Мы два десятилетия видим, как одни сельхозпредприятия разоряются, другие от крупных форм переходят к мелким, третьи укрупняются, но разделены географически. Более того, теперь оказывается, вовсе не обязательно иметь в каждом селе полный набор людей и техники. Работа, которую раньше делала целая бригада, теперь вполне по силам одному фермеру, широко применяется труд привлечённых работников. И школа является не причиной происходящих процессов, а заложником. И школой мы село не удержим, тут ничего не поделаешь, надо меняться самим.
Живая сеть обновлений
- Что Вы имеете в виду?
- Сеть детских садов, школ, других учебных заведений должна быть живой. Она должна подстраиваться под ситуацию и видоизменяться. Сильные школы должны становиться лидерами, вбирать в себя окружающую структуру, это является источником развития.
Приведу саратовский пример. В областном центре много сильных школ, но все они расположены в центре города, а такие отдалённые районы, как Заводской, Ленинский, практически не имеют инновационных заведений. Результат: огромный поток детей и родителей перенаправляется в центр города, и оголяются окраины. Такие же неравномерности есть даже внутри отдельных микрорайонов. Стоят, к примеру, рядом две школы. Одна учится в две смены, потому что все в неё стремятся, а в другой толком нет учащихся.
Всё лучшее: объединить, чтобы распространять
- И что в таком случае делать, как на это влиять?
- Есть замечательный опыт создания образовательных комплексов, когда отказываемся от двух вывесок, и объединяем в одно целое потенциалы обоих учреждений, прежде всего, педагогический. В одном здании можно формировать отдельно начальную школу, тем самым улучшая её ресурс, а среднее и старшее звено – в другом здании. В Москве есть школы, где другое здание размещается на расстоянии 15-20 км. И ничего, такие центры эффективны, востребованы.
В Саратове мы тоже создаём ресурсные центры, понимая, что это должны быть точки роста. Но важно, чтобы их потенциал распространялся, а не оставался в рамках прежних стен. Эти центры надо дополнять, создавая единые образовательные комплексы. И такой можно создать в Марксе.
Мы понимаем, что областной центр, где сконцентрированы все вузы, это одно, а условия Маркса – это другое, а за пределами города третья ситуация. Но ученики везде должны получать знания на одинаковом уровне качества. Поэтому необходимо налаживать сетевое взаимодействие. Тем более, что Марксовский район развивается, он подвижен, чем отличается от многих других, здесь готовы воспринимать новое.
Запросы потребителей
- Вы говорите о новых образовательных стандартах?
- Да, мы входим в информационное общество, которому нужна школа нового типа, отвечающая запросам современности. Россия первая, пожалуй, из всех стран, где на это решились. Наверно, потому что у нас была мощная советская база и вообще, образовательные традиции в России всегда были сильны.
В программе «Наша новая школа», которую мы сейчас реализуем, много направлений, но одно из самых главных – переход на новые образовательные стандарты. Ведь сейчас главное в идеологии образовательного процесса – воля и запросы потребителя. Так вот, потребители образовательных услуг – ученики или их родители, требуют, чтобы были профильные школы. Мы этим уже занимаемся и будем их развивать, потому что за профильной школой будущее.
Выбирай дорогу сам
- Чем профильное образование отличается от непрофильного?
- Тем, что на этапе старших классов вы выбираете профиль своих фундаментальных интересов. И в школе будущего вы формируете это самостоятельно. Например, общественные науки. Вот в них и надо углубиться, а остальные проходить на базовом уровне.
Кстати, вы должны понимать, что вы не угадаете чётко свою будущую специальность, это невозможно, и то общество не будет на это рассчитывать. Мы ушли от ситуации, когда государство навязывает свою волю, воспитывает стройные шеренги. Никто не будет воспитывать из вас специалиста. Вы должны получить базу, а дальше формироваться в жизни самостоятельно. Как чаще всего с умными людьми и происходит.
Процесс получения оценок
- Мы уже столкнулись, в том числе и в Марксовском районе, с необходимостью создать начальную школу совершенно нового типа. Где бы ребёнок не просто сидел за партой, включался в процесс получения оценок и воспроизведения знаний, а где воспитывались бы исследовательские способности каждого маленького ученика с учётом его индивидуальных особенностей. Чтобы ребёнок мог что-то доиграть, что не доиграл в садике. Потому что когда ребёнок играет, он изучает мир. Уже в начальной школе он должен познакомиться с новейшими достижениями науки и техники информационного общества, впервые столкнуться с компьютером. Не на этапе рационального познания, чтобы понять, как работает Майкрософт Офис, а на этапе игрового знакомства, что эта техника умеет. Чтобы в дальнейшем её изучение этого было достаточно мотивированным.
Новые стандарты, когда они сформируются во всех школах, предполагают, что главная конечная цель – не просто дать качественное образование, а воспитать культурную, всесторонне развитую, мобильную личность, человека, который, взрослея, сможет успешно реализоваться в окружающем мире.
Принимая правила игры
- Успешный человек может получиться из успевающего ученика. И тут возникает вопрос, а что такое «успевающий ученик»?
- Раньше считалось, что успевающий ученик – это тот, кто ведёт себя примерно и получает пятёрки. Но на деле часто получается, что это просто тот, кто полностью принимает правила игры школы. Учитель рассказал – он воспроизвёл, получил 5, и так на протяжении десятилетия. И зачастую, как результат этого, мы наблюдаем такое: молодой человек окончил школу, получил аттестат зрелости, а к самостоятельной взрослой жизни, где надо уметь пробовать, не бояться ошибаться, набивать шишки, получать уроки, в том числе и на отрицательном опыте, он не готов. Он несамостоятелен, потому что та схема социализации, в которой он находился, этому не учит.
Теория тихих троечников
- Но у него есть знания, грамотность.
- Да, но без умения это всё реализовать в жизни. В тоже время мы часто видим, что троечники наши становятся успешными людьми. У меня, вообще, своя теория таких троечников. Это те, кто тоже получает знания наравне со всеми, но не принимает правила игры, и становятся бунтарями. Этот бунт может выражаться в том, что они не всегда выполняют домашние задания, не хотят отвечать у доски, не хотят успевать, им просто не нужны пятёрки. И школа нового типа должна побудить в них интерес познания, открыть новые возможности и перспективы. Вот у Вас давно было 5 уроков?
И тут влетает историк
- Давно, я давно окончил школу.
- Так вот, чтобы понять, что это такое, чтобы обновить свои впечатления от этой бесконечной череды уроков, надо один день сесть и посидеть. Я один раз так и сделал, уже во взрослом возрасте, и был в шоке.
- От чего?
- От постоянной смены парадигмы. Представляете, начинается с урока математики. Ну, посидел, послушал, даже интересно было вспомнить молодость. Тут влетает историк, и всё меняется. Не просто тема занятия, а именно всё – другая наука, язык, идеология урока, личность учителя, его манера говорить. И так 5-6-7 уроков. Взрослый-то человек сходит с ума, переключая этот «тумблер» с точных наук на лирические. А каково ребёнку, подростку?
Сплошная череда уроков
- И в тоже время уже говорят о школе полного дня. Это, как я понимаю, ещё бОльшая нагрузка?
- Нет, не так. Школа полного дня – это не бесконечная череда уроков, это как раз возможность уйти от того страшного расписания с переменами, и более гармонично организовать деятельность ребёнка. Где будут чередоваться урочные занятия и внеурочная деятельность. То есть он с утра уйдёт в школу и вся его деятельность там, в рамках школы. И это не фантастика, а то, на что мы выходим сейчас, благодаря этому проекту.
Но выход на новые стандарты вовсе не означает обязательность перехода на школу полного дня. Мы не пошли по пути навязывания всем подряд каких-то типовых учебных процессов. Каждая школа будет выстраиваться самостоятельно, в соответствии с той средой, в какой она находится. Это как построит сам коллектив. Самостоятельность мышления
- Хорошо. Давайте поговорим о понятии успеваемости ученика, оно меняется. Тогда что такое успевающий ученик в рамках новых стандартов?
- Это тот, кто способен самостоятельно мыслить, провести самостоятельное исследование. Оно для науки, может быть, примитивно, но учащийся способен к постановке задачи и её решению. Он способен предложить и реализовать, пусть на минимальном уровне, какую-то социальную инициативу, какое-то творческое направление. Реализовать и получить оценку в своё портфолио. Портфолио в глазах
- Лично у меня это слово не вызывает положительных эмоций. Погоня за портфолио выглядит, как желание просто срочно приспособиться к новым правилам игры. Раньше надо было отвечать то, за что ставят пятёрку, и не важно, что при этом ты на самом деле думаешь, а теперь все погнались за портфолио. Какое уж тут воплощения новых идей?
- Систему портфолио мы только начали строить. В нынешнем виде она примитивна и несовершенна, а по своей идее должна накапливать и учитывать всё разнообразие опыта ученика. Я думаю, молодые люди будущего будут относиться к своему портфолио, как взрослые к трудовой книжке. Пока они в школе – это дополнительная возможность их оценить по достоинству. А потом – это одна из главных рекомендаций для работодателя.
|