На этой неделе в правительстве области прошло совещание работников образования. Педагоги подвели итоги Года Учителя и обсудили национальный проект «Образование» и реализацию президентской инициативы «Наша новая школа». В последние годы система образования переживает важные перемены. Все они направлены на улучшение качества обучения. А для этого необходимо создать такие условия, которые позволят получать достоверную информацию об уровне подготовки школьников и результатах учительского труда. Накануне совещания состоялись «круглые столы» по вопросам обновления материальной базы школ, проведения высокоскоростного Интернета, мер денежного стимулирования молодых учителей, модернизации системы переподготовки и усовершенствования работников образования. В августовском совещании приняли участие учительские делегации из всех районов, а также представители регионального правительства, министерства соцразвития, общественных организаций, ветераны педагогического труда и журналисты. Основной темой разговора стало «Инновационное развитие системы образования в Год Учителя». О том, что это такое рассказал министр образования области Гарри Татарков. — Школа не имеет права отставать от тех процессов, которые происходят в обществе, — начал он своё выступление. — Многие часто с ностальгией вспоминают советскую школу. Но ведь и она была не идеальной. А мы должны создать такую систему образования, которая отвечала бы новому веку по всем параметрам. И в первую очередь нужно сделать упор на её инновационное развитие. Уже созданы новые модели аттестации, построены образовательные учреждения улучшенного типа. Региональная система оценки качества позволяет проводить мониторинг как отдельных, так и нескольких школ сразу. Введена оплата учительского труда, которая позволяет повысить конкурентоспособность педагогов на рынке труда и повысить качество образовательных услуг. Но у нас есть и нерешённые проблемы. Одна из них — отсутствие оптимизированной системы образовательных учреждений. За прошедший год их число снизилось на 18%. Многие школы реорганизованы в филиалы. В области 87% малокомплектных школ, которые не могут решать поставленных образовательных задач. К сожалению, в некоторых муниципальных районах таких большинство. Есть школы, где на одного ученика приходится до шестисот квадратных метров, а количество педагогов превышает количество учеников. Порой учителя преподают предметы, не относящиеся к их специальности. Это касается и преподавания иностранного языка. А в Озинковском и Ровенском районах его вообще не изучают. В последние годы система образования переживает важные перемены. Все они направлены на улучшение качества обучения. А для этого необходимо создать такие условия, которые позволят получать достоверную информацию об уровне подготовки школьников и результатах учительского труда. Накануне совещания состоялись «круглые столы» по вопросам обновления материальной базы школ, проведения высокоскоростного Интернета, мер денежного стимулирования молодых учителей, модернизации системы переподготовки и усовершенствования работников образования. В августовском совещании приняли участие учительские делегации из всех районов, а также представители регионального правительства, министерства соцразвития, общественных организаций, ветераны педагогического труда и журналисты. Основной темой разговора стало «Инновационное развитие системы образования в Год Учителя». О том, что это такое рассказал министр образования области Гарри Татарков. По словам министра, реализация новых государственных стандартов обучения позволит решить эти и многие другие проблемы. Разработкой стандартов занималось несколько крупных научных центров, но пока они приняты лишь для начальной школы. Но пройдёт время, окажутся затронуты и все остальные этапы школьного образования. Пока же с 1 сентября 2010 года на новые стандарты перейдут 123 пилотные школы. Остальные перейдут со следующего учебного года. Родителей и учителей волнует: на что направлены эти госстандарты? Прежде всего, их задача – дать детям не только необходимые знания, но и приучить к самостоятельной исследовательской деятельности, воспитать гармоничную личность. Изменился и правовой статус школы. Речь идёт о создании условий для самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. Это регламентировано Федеральным законом № 83, принятым в мае этого года. О перспективах реализации закона рассказала на совещании замглавы администрации Саратова по соцсфере Ольга Баталина. В ближайшие годы образовательные учреждения разделят на три типа – казённые, бюджетные и автономные. К казённым будут относиться спецучреждения: интернаты, детские дома и приюты. Бюджетные организации получат возможность быть независимыми в своей финансовой деятельности, однако у них будут ограничены права в распоряжении собственностью. И, наконец, автономные, которые смогут распоряжаться своим имуществом. На подготовительном этапе требуется провести анализ деятельности школ и детских садов, разработать и принять нормативную, а также финансовую базы. И уже через год всем придётся приступить к реализации закона. Вместе со школой обязан меняться и учитель. Свою помощь педагогам предлагает Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Его ректор Михаил Кукушкин уверен, что учителя, хоть и поставлены сегодня в непростое положение, всё же сумеют преодолеть трудности и получить уверенность в собственных силах. В институте разработаны специальные дистанционные программы по подготовке новых педагогических специальностей, а также программа по работе с одарёнными детьми «Шаг в будущее». Директор Департамента стратегического развития министерства образования и науки Игорь Ремаренко поставил перед педагогами ключевые задачи, которые необходимо выполнить в новом учебном году. Это апробации новой системы аттестации и внеучебных достижений школьников, привлечение молодых учителей к переходу на новые образовательные стандарты. Итог совещания подвёл губернатор области Павел Ипатов. — Сейчас мы вступаем в пилотные проекты, которые финансируются за счёт спонсорских и бюджетных средств, — заметил он. — В 2011-2012 годах финансирование школьного образования в нашем регионе будет увеличено. И я обещаю, что зарплата педагогов тоже повысится. Также мы продолжим программу комплектования учебной материальной базы, выделим деньги на лицензирование. Большую часть школ в области в течение двух лет переведут на высокоскоростной широкополосный Интернет. Я предлагаю, как можно скорее решить ещё одну важную проблему. Наши дети после окончания школы не умеют разговаривать на иностранном языке. Нужно усилить подготовку по этому предмету, а также сделать упор на информационные технологии, поскольку мы живём в цифровом мире. По итогам традиционного педагогического конкурса, прошедшего в Год Учителя, 170 лучших учителей области получили губернаторские премии в размере 100 тысяч рублей. Кроме того, в рамках федерального проекта «Образование» семнадцать саратовских педагогов вошли в «золотую тысячу» учителей России и получили президентский грант — 200 тысяч рублей.
|