Дискуссия затянулась почти на два с половиной часа. И неспроста. Здесь было о чём поговорить и поспорить. Первой с докладом выступила председатель комитета образования Галина Воеводина. Она рассказала о проблемах современного образования, которых, увы, немало. Это и низкая зарплата учителей малокомплектных школ, и трудности подвоза сельских школьников, и ситуация с медицинским обслуживанием в школах. Несмотря на то, что медкабинеты полностью оборудованы, наблюдается большая текучка кадров. Словом, ещё многое предстоит сделать для того, чтобы улучшить качество обучения и создать для этого комфортные условия.
В этом году были закрыты малокомплектные школы в Чкаловке и Михайловке. Общественников интересовало, по какой причине это произошло? Галина Воеводина ответила, что инициатива перевода детей в другие школы исходила от родителей учеников. К сожалению, малокомплектные школы не могут конкурировать с общеобразовательными по многим параметрам. В них нет компьютерных классов, выхода в Интернет, то есть необходимой учебной базы, позволяющей получать знания в объёме, который требует современная система обучения. Да и ребятишек в классах гораздо меньше, чем самих учителей. Поэтому детей из Чкаловки теперь возят в Кировскую школу, а михайловских школьников — в Подлесное. Вообще, самая большая наполняемость классов наблюдается в тех населённых пунктах, которые расположены вдоль волжского берега. Чем дальше в степь, тем меньше детей. В нашем районе особенно остро это ощущается в Липовском муниципальном образовании.
Разговор коснулся и введения школьной формы. Поначалу это новшество получило одобрение у детей и родителей, но прошло время, и процесс забуксовал. Возможно, дело в том, что нет единых стандартов, как это было в советское время. Зачастую и родителям, и детям трудно определиться с выбором. Да и производители нередко завышают цены. Председатель регионального общественного объединения «Союз женщин России» Валентина Боброва вспомнила, как в Саратове несколько лет назад устраивали выставку моделей школьной формы местных швейных фабрик. Почему бы не возродить полезный опыт, пригласив к участию руководителей школ, детей и родителей? По мнению Валентины Бобровой, это позволило бы и поддержать местных производителей, и сократить расходы на приобретение формы, и помочь в выборе костюмов для учёбы.
Директор ДШИ № 1 и председатель районного объединения «Созидание» Светлана Жукова подняла вопрос патриотического воспитания. Самое главное, по её мнению, это воспитание в семье. Именно родители должны прививать детям любовь к истории своей страны и своим предкам. Сохранение семейных традиций – вот основная задача, на которую нужно обратить особое внимание. Светлана Жукова выступила с инициативой создания в нашем городе Аллеи семейных династий. Несколько озадачил её вопрос из зала от десятиклассника Алексея Демеснова: «А для чего это нужно?». Ответ прост: именно для того, чтобы молодёжь не задавала подобных вопросов, а знала, что главное в жизни любого человека – его семья. В Марксе есть немало многодетных семей, которые являются достойным примером: это Ларион, Болдыревы, Кайбелевы и другие. Их фамилии и портреты могли бы украсить собой стенды новой аллеи, а семейный опыт очень бы пригодился тем, кто только планирует отправиться в ЗАГС.
Не менее бурная дискуссия развернулась вокруг выступления председателя местного отделения российского союза офицеров запаса Олега Боровикова. Он заявил, что не стоит ждать положительных результатов от военно-патриотического воспитания молодёжи до тех пор, пока взрослые не прекратят формировать негативный образ армии. Необходимо проводить как можно больше таких мероприятий, как «Зарница», Вахта памяти, встреч с ветеранами и т.д. Из зала в адрес выступающего прозвучал вопрос, касающийся службы по территориальному принципу. По мнению Олега Боровикова, Минобороны запоздало с этим решением лет на пять. За последнее время множество военных частей сократили. В том числе и нашу – марксовскую. Не одобрил он и практику родительского сопровождения будущих солдат к месту службы. Это всё-таки армия, а не детский сад. Отслужат новобранцы месяца полтора, адаптируются, тогда мамы и папы могут навестить своих сыновей, посмотреть, в каких условиях они служат.
Обсуждая тему, многие вспоминали уроки военной подготовки советского времени. Не пора ли снова ввести их в школьную программу? На сей счёт мнения аудитории разошлись. Одни участники переговорной площадки были «за», а другие, категорически «против» как, например, замглавы района Сергей Баранов, который высказался следующим образом:
— Считаю, что патриотизм легко воспитать в школе, но это уводит от истинных проблем в вооружённых силах. Детей нужно растить на любви к ближним и уважению к старшим. Молодёжь должна помогать одиноким, пожилым людям, а не ходить строем под окнами школы. Россия – не милитаристская страна, как Китай и Корея. Учить детей собирать и разбирать автомат необходимости нет.