На этой неделе на сайте СГУ опубликовали доклад научного руководителя Института филологии и журналистики профессора Валерия Прозорова, с которым он выступил на заседании Учёного совета института. Известный филолог заявил о дискриминации русской литературы в образовательно-культурном пространстве России. Вот тезисы его доклада: Помимо нефти, газа, иных сырьевых ресурсов – главная конвертируемая, признаваемая во всём мире наша ценность – русская литературная классика. И все, кому сегодня за 30, худо-бедно овладевали основами литературной культуры, прежде всего, в средней школе. Мы часто и охотно брюзжим: прежде, мол, плохо учили. Но и отлично учили – тоже! Дело, как всегда, в личности педагогов… Да, читать перестают повсеместно! Да, причин много: интернет, клиповое мышление, видео- и аудиопродукты теснят книгу…. Но гильотина – дурной способ избавления от головной боли. В ХХI веке в России почти полностью забыты отечественные традиции, связанные с масштабными просветительскими инициативами по случаю широко отмечавшихся юбилеев литературных классиков. А это были уместные предлоги для сосредоточения общенационального внимания на судьбах ярких, нетленных сокровищ словесности. Отдельная и очень больная тема – системное филологическое просветительство, как чистый воздух, необходимое нашему обществу. Как никогда прежде, мы нуждаемся в умном чтении и разумном почитании русских классиков, в т.ч. и в социальных сетях… Между тем, на государственном уровне идёт процесс дискриминации литературной классики: количество часов на литературу в школе доведено до минимума. И самое главное – сделано всё, чтобы отнести литературу на задворки школьного образования. Говорим-вещаем о патриотизме, а русская литература, проникнутая пафосом любви к отечеству, безразлично и недальновидно сдаётся в архив… Отменены письменные и устные, связанные с литературой, квалификационные испытания. Вместо этого для школьников, сохраняющих преданность отечественным литературным ценностям, введён ЕГЭ. А ЕГЭ по литературе изо всех сил помогает формировать внесистемные знания-объедки. Надо вернуться, одновременно обновляя содержание образования, к русской литературе как к основному, вместе с русским языком и историей, формирующему личность предмету в средней школе; восстановить аттестационные письменные творческие работы-сочинения с последующим непременным собеседованием по мотивам собственных сочинений учащихся. Это будет проверкой умений самостоятельно мыслить и размышлять вслух по поводу важнейших социально-нравственных исканий и проблем нашей жизни… Печально обстоят дела и в высшей школе. Безостановочно сокращаются бюджетные места на филологических факультетах вузов страны. О серьёзной тревоге по поводу политики разгрома российского гуманитарного образования во всеуслышание заявили филологи МГУ им. Ломоносова на заседании своего Учёного совета 22 ноября 2012 года. Их озабоченность разделяет всё гуманитарное сообщество. Мы хорошо понимаем: очень скоро не сможет произойти естественная смена поколений учителей-словесников в средней школе, особенно в провинции… Полностью прочитать доклад можно на сайте СГУ в разделе главных новостей
Владимир Гуреев, marksianin.ru
|