18-20 мая в окрестностях Хвалынска прошла мультиспортивная приключенческая гонка «Остаться в живых», которая состояла из двух параллельных состязаний: круглосуточной смешанной дистанции и 130-километрового веломарафона.
Как мы уже сообщали, команда КА-2 (Сергей Катков и Валерий Каширин) завоевала бронзу в круглосуточных гонках, а Сергей Бохан и его сын (команда Артель) заняли 6-е место в веломарафоне. Предлагаем вашему вниманию отчёт, который подготовил один из участников соревнований Сергей КАТКОВ. Увлекательнейшая гонка «Остаться в живых – 2012» окончена, подведены итоги, награждены победители, участники разъехались в свои уголки России. И хотя всё ещё во всём теле побаливают мышцы, не давая забыть об изнурительных испытаниях, соревнования принесли столько положительных эмоций, что немного грустно от расставания. В голове ещё прокручиваются разные этапы и ситуации, успехи и промахи, но уже ясно, что два месяца упорной подготовки, старты и финиши – всё это уже стало историей Саратовского экстремального спорта. Впервые мы не одни Имея опыт прошлогоднего круглосуточного марафона и нескольких других подобных соревнований, мы понимали всю серьёзность подготовительного этапа, на который у нашей команды КА-2 ушли весь апрель и первая половина мая. За это время мы успели провести 5 комплексных тренировок по 60-80 км каждая. Байдарка, велосипед, ориентирование, пешие маршруты…. И всё-таки надо признать, что трекингу (пеший туризм с преодолением препятствий) мы уделили недостаточно внимания: ни по длине преодолеваемых дистанций, ни по их сложности в смысле рельефа местности. И это, конечно, сказалось на результатах круглосуточной гонки. Радует, что с каждыми соревнованиями у нашей команды пополняется экипировка. Спортивный туризм в Марксовском районе далеко не на первом месте по государственной поддержке и финансированию, а про экстремальные виды ещё год назад вообще никто не слыхал. Потому покупать новое оснащение приходится на свои средства. Но в чём-то немного помогают друзья, стали появляться и спонсоры, и постепенно некоторые дешёвые и самодельные элементы нам удалось заменить более дорогими и качественными. И хотя по арсеналу мы по-прежнему значительно отстаём от многих, это ничуть не смущает. Ведь в конечном итоге побеждает команда, имеющая более высокий уровень физической и, что ещё более важно, морально-волевой подготовки. В этой гонке нам было «веселее» выступать, поскольку впервые вместе с нами участвовали земляки из Маркса – команда «Артель»: Сергей Бохан и его сын, тоже Сергей. Ребята примкнули к нам на этапе тренировок, мы вместе ехали с ними в Хвалынск, рядом разбили палатки в палаточном городке. И когда пришло время старта, новые силы придавало осознание того, что мы не одиноки: пока наша команда КА-2 проходила свою круглосуточную гонку, «Артель» шла к финишу 130-километрового веломарафона. И хотя у нас были разные маршруты и задания, мы понимали, что им также трудно, как и нам. В таких условиях нельзя дать себе поблажку, проявить слабину, сойти с дистанции. Напротив, у нас даже возник некий дополнительный соревновательный стимул, мы все выкладывались, что называется, по полной программе. Перед собой мы ставили задачу: КА-2 должна войти в шестёрку сильнейших. Ровно 24 часа Организаторы соревнований чётко прописали очерёдность прохождения этапов. Выбирать, когда пойти на байдарках, а когда на велосипеде или пёхом, как на прошлогоднем супермарафоне, было нельзя. Также нельзя было опаздывать к финишу: после старта ровно 24 часа, за каждую лишнюю минуту снимались балы, а 30 минут опоздания равносильны полному проигрышу. С добавлением новых заданий и переносом соревнований в пересечённую местность Хвалынского берега, богатого взгорками и спусками, название гонки стало полностью оправданным. Действительно, остаться бы в живых. Сюрпризом лично для нас было новое разделение участников по возрастам. В прошлом году мы с Валерием Кашириным попали в категорию ветеранов, набрав в сумме 80 лет. Энергичная, бодрая, продвинутая и прекрасно оснащённая молодёжь боролась между собой, а среди наших соперников были такие же, как мы, 40-летние и старше. Нынче нам пришлось «помолодеть», так как ветераны начинались с суммы в 90 лет, и мы попали в общий список борьбы, замыкая его по возрасту. Пришлось подкорректировать поставленную перед собой задачу: тут хотя бы в первую десятку войти. Спринт и байдарка Дистанция от старта начиналась с городского ориентирования. Это новый этап, и он внёс в соревнования элементы новизны и зрелищности. Мы выбирали маршруты и искали контрольные пункты не где-то в дебрях лесов и оврагов, а прямо на виду у жителей Хвалынска, которые стали зрителями и болельщиками. К тому же, полные сил, все спортсмены вначале демонстрировали скорость. Потому этап так и назывался: «Спринт». Перед стартом нас беспокоило, что участники, имеющие в своём арсенале ноутбук или планшет, научились хитрости, которая, впрочем, не запрещёна правилами. Координаты контрольных пунктов заносятся в компьютер, чтобы после обработки вернуться в навигатор в виде уже готового задания. В результате навигатор из справочной карты-подсказки, которой ещё надо уметь пользоваться, превращается в простой и непосредственный указатель – куда идти, сколько метров, где повернуть. Остаётся только подчиняться командам – и ты оставляешь далеко позади всех, у кого планшета или ноута нет. К счастью, предусмотрительные организаторы выдали карты местности за несколько минут до старта. Так что на операцию загрузки-выгрузки данных ни у кого просто не было времени, и шансы команд на победу уравнялись. Спринт мы прошли бодренько, за 17 минут, отстав от лидеров всего на 2 минуты, и сели в байдарки. Это наш любимый вид. Наверно, сказывается лыжная подготовка и множество тренировок на воде. Несмотря на то, что наша «Нева» по скоростным характеристикам уступает таким лодкам соперников, как «Ладога» или «Таймень», на финиш этапа мы пришли в лидирующей группе, вместе с Discovery и Perpetuum Mobile, отстав от IRONMAN на 5 минут. Такое начало нас порадовало, тем более, что мы уложились в график, предложенный организаторами. Определяющий этап Трекинг, или пеший маршрут с препятствиями, по сложным Хвалынским хребтам – самое изматывающее задание. До начала гонки организаторы посоветовали командам реально оценить свои физические возможности. И те, кто прошёл эту дистанцию, сумев сохранить силы и сберечь время, тот оказался в лидерах. Если бы мы знали, что ради этой экономии можно было даже немного сократить маршрут, отказавшись от поиска нескольких КП, мы не тащили бы на себе 30 километров всё снаряжение, которое понадобилось лишь однажды. Но и то, полные энтузиазма, мы, где бегом, где шагом, большую половину пути отмахали, ненамного отстав от сильнейших. Но потом нас постигла неудача, после длинного перехода по бездорожью и лесам к пещере Монаха, где таился 32-й КП. Как мы не смогли его взять, до сих пор не понимаем? Ходили вокруг почти полтора часа, и всё без толку. Пришлось отступить, чтобы постараться отыграться на следующих КП. Далее успехи чередовались с неудачами. Какие-то точки находили сравнительно быстро, с какими-то пришлось повозиться. Отдельное спасибо организаторам за КП в воде, оно освежило и придало силы. Однако пришёл момент, когда стало понятно, что силы на исходе, скоро стемнеет, а неразгаданными остаются ещё три КП. Ничего не оставалось, как их пропустить и двигаться к финишу. Понятно, что настроение испортилось. Направляясь после трекинга в палаточный городок для краткого отдыха и питания, мы были уверены, что плетёмся в отстающих, и вкрадывалась мысль – а стоит ли продолжать борьбу? Конечно, стоит! И усилием воли мы заставили себя выйти на следующий этап – велосипед. Второе дыхание Перед стартом от судей узнали, что не только нам трудно, что и некоторые сильные команды сходят с дистанции. Такое известие не могло не обрадовать. Наверно, это и есть второе дыхание: критический момент, вроде бы, пройден, ощущается приток новых сил и первая уверенность, что войти в шестёрку лучших нам вполне по силам. Теперь только бы пройти все этапы круглосуточного марафона, пусть даже не справившись с поиском всех оставшихся КП. Главное – пройти все этапы. Крутим педали, находим 3 первых вело-КП и сокращаем дистанцию через город, чтобы взять последние контрольные пункты велоэтапа. Рассчитывая время и экономя силы, проходим в общей сложности около 50 километров, и в 5.30 утра заканчиваем этап, делаем транзитную остановку для короткого перекуса. Впереди нас 5 или 6 экипажей, ушедших в отрыв максимум на 2 километра. Быстро подкрепившись, вновь садимся в байдарку и активно гребём вверх по Волге, чувствуя, что в руках силы есть. И, обгоняя лодки одну за другой, практически вместе с первой приходим в пункт очередной транзитной остановки. Если вниз по течению 12 км мы прошли за 1 час 20 минут, то вверх по течению – 14 км за 2.10. Совсем неплохо, и это нас ободряет, прибавляя силы. Время 8 утра, а у нас есть ещё почти 4 часа на 2 предстоящих этапа. Память ног Засидевшись после байдарки, хочется встать на ноги и размяться. И 6-й этап дал такую возможность: снова трекинг. Правда, дистанция короче, КП поменьше. Этакий мини-трекинг. Но ноги не обманешь, они помнят вчерашний день и не хотят двигаться в горку. Шаг за шагом, через силу разгоняемся, проходим первые 3 КП и уходим на другой этап – последний. Он называется ретро-ориентирование. Этот этап мы будем вспоминать как этап упущенных возможностей. Финиш близок. Ощущение, что мы вылетаем за пределы первой десятки, но ещё реально подняться хоть на одну строчку выше. Всё начиналось неплохо. Быстро поднявшись на гору, взяли 71-й КП, а дальше ступор – у GPS-навигатора заряд батарей иссяк, а по карте никак не получалось выйти на следующую точку. Кроме того, из-за нелепой случайности мы потеряли друг друга из виду, и так бездарно утекло полчаса драгоценного времени. Загнав себя в цейтнот, начинаем всё сначала: быстро штурмуем гору и находим-таки 72-й КП. Но всё, времени больше нет, до конца круглосуточной гонки остаётся 30 минут. Забыв о ногах, бежим и финишируем в 11.45, за четверть часа до контрольного времени. Сутки супермарафона позади! Неожиданный итог После финиша ощущения двоякие. С одной стороны, можно сказать, что выложились честно, полностью. А с другой, что столько «накосячили». Одно утешало – этапы прошли все. Не дожидаясь результатов, ушли приводить себя хоть немного в божеский вид, поскольку через час построение, перекличка и награждение победителей. Каково же было моё удивление, когда подходя через этот час к месту построения, вижу в протоколе, метров с двух, что наша команда на 4-й строчке сверху! Спешу обрадовать Валеру Каширина, с которым бок обок прошли все километры этих суток, и вместе мы становимся в строй уставших соперников. И тут ещё один сюрприз – оказывается, в категории «Спорт» среди мужских команд мы заняли III место. Сначала не поверили, подумали, что это ошибка. Но нет, всё правильно, и это для нас равносильно победе, ведь мы приехали бороться за вхождение в десятку. После награждения один из участника гонки сказал, что прошлогодние соревнования были прогулкой, по сравнению с нынешним супермарафоном. И мы он прав. Мы долго будем вспоминать красивые и изматывающие склоны Хвалынских гор, где вместо обещанных змей нас атаковали тучи комаров, к ним мы не были готовы. Незабываемый рассвет, который встретили на вёслах. Такое не опишешь словами, надо видеть. Отдельные слова благодарности организаторам соревнований за подаренный праздник движения и испытания самого себя. Всё было продумано и организовано на высоком уровне. А то, что ни одна команда не прошла весь маршрут, это, наверно, к лучшему – есть к чему стремиться и чего ждать от следующих гонок. Честное слово, мне грустно, что всё позади. *** В итоге мы можем занести себе в актив поступательное движение вперёд: несмотря на усложнение задачи, второй год подряд КА-2 входит в призовую тройку. Среди недостатков – проблемы с навигацией, в том числе по GPS, ненадлежащая подготовка в вопросах питья и питания на этапах. Неплохо подготовились к скалолазанию и верёвочным этапам, но до них так и не добрались. Хочу поблагодарить своего напарника Валеру Каширина, который не знал усталости и казалось, не испытывал жажды. Спасибо нашим компаньоном Сергею Бохану и его сыну – за их самоотверженную борьбу. Очень ценной оказалось участие водителя «Газели» Андрея Дятлова, который привёз нас в Хвалынск и вернул обратно, а также снимал на видео интересные моменты гонки. И конечно, огромное спасибо моей супруге Антонине, которая приехала в Хвалынск, чтобы нам помочь и поддержать, оставаясь в базовом лагере. Сергей Катков, 24 мая 2012 г. Литературная обработка Владимира Гуреева
Команда КА-2 выражает признательность депутатам районного собрания Владимиру Есину и Александру Ключникову. В наше время непросто найти людей, готовых оказать финансовую помощь в приобретении профессионального снаряжения. Ведь участие в экстремальной гонке – это не дешевая прогулка. Спасибо начальнику молодёжного спортивного центра «Олимп» Алексею Артемьеву за предоставленные палатки, байдарку и оплату бензина в одну сторону
Владимир Гуреев, marksianin.ru
|