В первой части интервью Михаил Натурин признал, что злостные должники от его контролёров прячутся, взять с них порой нечего, и даже крайние меры, такие, как отключение квартиры от электричества или газа, не сильно на них воздействуют.
Долги населения за тепло, как и за другие коммунальные услуги и ресурсы – извечная проблема. Долги накапливались годами, «душили» поставщиков, становились первым звеном целой цепочки неплатежей. И никому раньше решить эту проблему не удавалось.
Тем интереснее узнать, что об этом думает новый руководитель. Неужели решение найдено, и он знает, что делать?
Что же делать?
Вопрос прост. А чтобы найти на него ответ, придётся продолжить тему должников и в этом номере газеты. Тем более, что в конце прошлого интервью мы спросили Михаила Натурина:
- Получается замкнутый круг. Значит, такие рейды бесполезны и не нужны?
- Ещё как нужны! Мы ведь всё понимаем и не ждём прямой и немедленной отдачи. На каждого такого абонента у нас заведена целая история: когда вручили предупреждение, как нарастала сумма долга, когда обратились в суд, когда принято к исполнению судебное решение. Это позволяет вести работу планово и методично. А попутно мы беседуем и с теми, у кого долги не такие великие, таких абонентов гораздо больше.
- Так, может, на них и сосредоточиться, а «злостные долги» списать?
- Ну что вы говорите! Предприятие вырабатывает тепло и подаёт его потребителям. И мы отчитываемся, куда оно ушло и где оплата. Одно дело, если долги безнадёжны по причине физического отсутствия жильцов. Тогда мы действительно комиссионно принимаем решение о списании, ведь МУП уплачивает НДС с начисленных сумм, а не с собранных, и такого рода недосбор – это неразумные потери.
А если потребители есть, тепло к ним поступает, но они за него не платят, мы не вправе снимать начисления. К тому же, посудите сами: если простить долги одним, как быть с остальными? Ведь большинство жителей оплачивают всё – в срок и сполна, и вправе иметь тепло, газ-свет, чистоту в подъездах и во дворах, благоустройство.
Тупик-то общий
Большинство понимают, что от дисциплины платежей за ЖКУ зависит состояние всего дома, и к нашей работе по взысканию долгов относятся положительно. Неплательщики для них самих как гиря на шее. Так что мы не должны обходить эту проблему тишиной и молчанием. Напротив, должны прилагать максимальные усилия по взысканию.
- Ну и как, находите общий язык?
- Почти всегда. И со своей стороны тоже идём должникам навстречу и договариваемся уже без судов и приставов. Примеров тому много и с каждым рейдом становится всё больше. Люди понимают, что рассрочка погашения их долга – это реальный выход из нашего общего тупика. Это ведь и качество наших услуг, и модернизация котельных, и наша расплата с газовиками за потреблённый газ.
- Но суммы всё равно немалые. Нельзя же сделать рассрочку вечной?
- Нет, конечно. Соглашение о реструктуризации долга предполагает его выплату частями – за несколько месяцев, полгода. Но в любом случае вопрос решается индивидуально, в зависимости от финансовых возможностей должника и главное – от серьёзности его намерений соблюдать это соглашение. Так что компромисс находим и в достаточно больших суммах.
К тому же, договор о реструктуризации является одним из условий для предоставления человеку субсидии на оплату ЖКУ. А это уже государственная поддержка, чтобы у должника были эти недостающие средства на исполнение своих обязательств.
- Но многие считают, что получить субсидию сложно, что она ему не полагается.
- Для назначения субсидии, конечно, есть свои требования. Но начальник отдела субсидий Михаил Александрович Стройкин лично участвует в наших рейдах, когда у него есть такая возможность. При этом он не только объясняет критерии, по которым «кому-то положено, а кому-то не положено», но и вникает в конкретные жизненные ситуации, то есть предварительный ответ может дать сразу, на месте. И такой метод помогает!
(Подробнее о порядке назначения субсидий на оплату ЖКУ можно прочитать на страничке Отдела субсидий на сайте администрации Марксовского района).
На птичьих правах
- А если выясняется, что в «квартире с долгами» живут квартиранты?
- В таком случае отсутствию платежей за ЖКУ нет оправданий, ведь владелец получает доход. В ходе рейдов мы регулярно выявляем такие квартиры, их немало. Если жильё муниципальное, информацию об его нецелевом использовании получает отдел жилищной политики районной администрации. Далее крайней мерой становится решение суда об изъятии такого помещения. Прецеденты есть, и работа в этом направлении продолжается.
- А если квартира в частной собственности?
- Тут тоже есть рычаги воздействия. Зачастую квартиранты не имеют регистрации по месту пребывания, в большинстве случаев такое проживание не оформлено договором, и владелец не уплачивает с дохода налоги – это, кстати, почти повсеместно. Недавно мы провели выборку и специально прошлись по некоторым таким адресам. Провели беседы, были и отключения от газа и электричества. В следующих рейдах посетим остальные адреса.
- Получается, что из-за долгов недобросовестных квартиросдатчиков неудобства терпят квартиранты?
- Почему же сразу неудобства? Сперва мы их уведомляем и предупреждаем. У квартирантов, живущих на птичьих правах, есть время на диалог с теми, кто берёт с них деньги за жильё. Нарушения ведь можно устранить, а долги погасить.
Но и самим жильцам надо быть осмотрительнее: квартира с огромными долгами по коммуналке в любом случае предвещает им хлопоты.
Поиски потерь
Таким образом, мы работаем по всем направлениям, и уже можно сделать вывод, что в целом ситуация с долгами начинает меняться к лучшему, платежи пошли.
- На что планируете направить эти «новые» деньги?
- Отопительный сезон продолжается, и для текущей работы, чтобы предприятие работало без сбоев, чтобы могло быстро устранять аварии, на неснижаемом остатке всегда должен оставаться определённый запас материальных средств, а его сейчас практически нет. Составили список первой необходимости – получилось 3 страницы. Это запчасти, муфты, трубы, гайки, выключатели, счётчики. В общем, всё, вплоть до перчаток и рукавиц. Проблема в том, что потратить на всё это можно лишь 5-10% от сборов. Потому что если не рассчитаться с энергетиками – ничего хорошего не будет. Так что ужимаемся во всём, тяжело. Но предприятие работает, и мы уже сейчас планируем модернизацию и капремонт устаревших котельных и теплотрасс.
- Ну, это дела летние, а что сейчас?
- Проводим ревизию всей системы, изучаем техническое состояние школ и садов, чтобы максимально ликвидировать потери тепла. В итоге в каникулы уже заваривали некоторые батареи, продували участки системы, отводы, меняли стояки и регистры. Причём не только в городе, но и в сёлах – Липовка, Баскатовка. В Бородаевке спортзал холодный, мы столько дыр заварили в гнилой батарее! Но её ещё можно было заварить, а в другом случае прияли решение менять регистры. В работе сейчас смета по ремонтам в школе и детском садике в Павловке.
- Но правильно ли это делать зимой?
- Зимой, конечно, всё сложнее, поэтому делаем то, что не терпит отлагательств. Так что пришлось. И в этом нас поддерживает администрация района, депутаты помогают. И в результате все сразу почувствовали, что греем не «улицу», а помещение, и расход газа при этом уменьшился.
Но много ещё худых окон, забитых батарей. Сейчас мы описываем все неисправности, составляем смету и планы, выбираем очерёдность работ. Что можно откладываем на тёплый сезон.
Вопросы задавал Владимир Гуреев
Опубликовано: "Деловой Маркс" №9 от 28 февраля 2014 г.
Владимир Гуреев, marksianin.ru
|