Тепло, вода, свет – это лишь часть коммунальных вопросов, от решения которых зависит качество нашей жизни. Холодные батареи зимой – беда, тёмные улицы сёл – дискомфорт, сухой кран на кухне или в ванной – сами знаете, что. И ничего из этого нельзя решить в одночасье: проблемы накапливались десятилетиями.
Наша газета рассказывала о непонятной ситуации с будущим теплоснабжением наших квартир и объектов соцсферы. Увидев проблемную тему на страницах "Делового Маркса", новый глава районной администрации Владимир Андреев, так часто заявляющий о своей открытости, почему-то перевёл её в разряд закрытых совещаний, наложив запрет на присутствие журналиста.
Умению цивилизованно выстраивать диалог тоже надо учиться. Но для района сейчас важнее, чтобы власть быстрее разобралась, кто и как осенью затопит наши батареи. И если в тиши кабинетов это действительно получится лучше, не будем ломиться в закрытые двери, поднимем другой проблемный вопрос – водоснабжение в сёлах. Тут у нас пока не запрещают журналисту встречаться с людьми и задавать им вопросы.
Знакомьтесь, наш собеседник – предприниматель Николай Клюжев. Его хорошо знают в Марксе, где он живёт сейчас, в Полековском, где он провёл детство и окончил школу, и ещё в дюжине окрестных сёл, где он 2-3 года назад взялся за организацию водоснабжения.
Интервью не претендует на полноту освещения больной темы. Мы просто хотели представить читателям человека, который увлечён своей работой.
Водяная тема
- После вуза Вы вернулись в родное село помогать отцу на ферме. Как получилось, что от животноводства и земледелия Вы перешли работать в сферу ЖКХ?
- В 90-е и 2000-е многое менялось. В фермерстве дела сперва шли хорошо. У нас было под тысячу голов свиней, рогатки немного, и земледелием занимались. Но поставки импортного мяса при Аяцкове многих тогда разорили. Мы как раз только развернулись, арендовали кошару в колхозе, в октябре планировали сдавать мясо, а тут в сентябре пришли эшелоны. Цены упали в несколько раз, и мы заработали меньше, чем потратили даже на корма.
Надо было выбираться с долгов. Отец уехал работать в Москву, а я собрал всю имеющуюся технику и вместе с ребятами несколько лет помогал колхозам убирать урожай. В 2009-м, когда дочери уже идти в школу, оказалось, что в Полековском 1-2-3 классы будут совмещены. Мы с женой этого не захотели и переехали в Маркс, благо она отсюда. И уже когда жил здесь, мне предложили заниматься в сёлах вывозом ТБО и водоснабжением.
- Да, эта тема была на слуху: администрация искала тех, кто мог бы заняться этим важным делом. Но что-то немногие откликнулись.
- Я детство провёл в Полековском, у меня там родители, мы туда постоянно ездим, дети там проводят лето, меня там все знают, и я тоже всех знаю. И там всегда были проблемы с водой. Помню, даже когда ещё не всё ломалось, экономили электричество: вода появлялась по расписанию – два часа утром и два часа вечером. И вот в 2010-м глава администрации Кировского Светлана Райкун предложила мне наладить водоснабжение в Полековском, плюс я взял и соседнее Фурманово.
- С них начиналось? Сейчас ведь Вы ведёте эту работу уже в двенадцати сёлах.
- Ну да, потом были другие сёла. Главой Осиновского МО в то время работал Дмитрий Ефимов. Мы с ним в школе учились. Он мне и говорит: если ты в Полековском взялся, возьмись и у нас, я, как глава, помогать буду. Я посчитал, сколько абонентов, какие могут быть сборы, какие затраты. Это же ведь постоянные порывы.
В общем, согласился. И сразу, в первый же месяц, а это был июнь 2011-го, устранил в Осиновке 60 порывов. Это было что-то! В Берёзовке оказалось чуть получше: там селу помогал Ключников, многое было сделано, мы устранили только 15 порывов.
Высота столба
- Почему бывает, что вода есть, но течёт из крана еле-еле.
- На некоторых улицах, где труба имеет слабую пропускную способность, давление может падать от большого водоразбора в жару. Но чаще встречаются другие три причины: низкие башни, которые не могут дать давление, худые трубы, на которые большое давление подавать нельзя, так как начнут рваться, и незаконные врезки.
Иногда то и другое совпадает, как в Калининском. Сейчас там, в рамках госпрограммы «Чистая вода» трассу меняют, но давления всё равно толком не будет без замены башен. Они высотой всего 10 метров, этого маловато, чтобы нормально включалась, к примеру, газовая колонка.
А вот в Фурманово водяной столб высокий, но там нельзя дать напор: если наполнить башню полностью, давление воды начнёт рвать изношенную трассу. Если порвётся центральная линия, ещё полбеды: отыскал утечку, раскопал, заменил. Но в основном-то рвётся на отводах, у людей. Им когда-то колхоз подвёл трубы во двор, потом они над ними чего-то там построили. И не подумали, что случись порыв – фундамент подмоет снизу и дом начнёт садиться и рушиться. Приезжаем мы на аварию, а копать не можем: старые трубы идут под гаражом или пристройкой. Чуть тронь и всё посыплется. Так что надо менять не только магистрали, но и отводки во дворы.
- А у Вас есть схема, где какая труба лежит, сколько ей лет, какого она диаметра?
- Карты водоводов нет ни на один посёлок. В лучшем случае – рисунок на бумажке. А где именно в земле эта труба лежит, можно только догадываться. Я уже не говорю о пересечениях и развилках, их вообще никто не знает. Поэтому найти место порыва бывает очень сложно.
Сейчас, когда ремонтируем или новых абонентов подключаем, карту составляем – зарисовываем, фотографируем. В дальнейшем на аварийную ситуацию бригада приезжает, смотрит договор с абонентом, а в нём всё указано: когда проложена труба, какая, какой у неё диаметр, сколько фитингов и прочее. Это очень упрощается дело: меньше времени уходит на вскрышные работы, ты уже не ломаешь и не рвёшь, а точно знаешь, где копать. А то в Осиновке как-то вскрыли, а там аж 7 труб лежат. Копаем – труба, дальше – ещё одна, ещё. Старая трасса, очень старая, новая, ещё новее. И со всех бежит вода. А порыв нашли вообще в трёхстах метрах оттуда. Так что без карты никуда, надо везде проводить картографирование.
Человеческий фактор
- Бывает, что ситуацию с водой усугубляют сами жители. Возьмём для примера Фурманово. Когда я там стал заниматься, вода подавалась по графику – сначала на одну половину села, потом на другую. По документам там всего 179 абонентов. Реально ещё меньше, потому что многие уехали и дома пустуют. Но при этом работает 5 скважин, стоит 3 башни. А воды нет.
- Постоянные аварии?
- Аварии это одно. Но везде есть человеческий фактор: левые врезки. Одни включают насос прямо в трассу, начинают поливать. Другие открывают свой колодец, срубают кран, или выкапывают яму возле трассы, пробивают её ломом. И вода бежит, получается своё озеро, они оттуда насосиком его на огород качают. Давление в системе падает, все начинают делать то же самое. И так вся деревня: краны сорваны, трасса в дырках, сколько воды ни подавай, ни у кого её нет.
В Полековском, да и в других сёлах ситуация примерно такая же: незаконные врезки – это везде. Мы их ищем, находим, устраняем. Но пока убрали только половину. Люди привыкли и с этим тяжело бороться.
- Человек, который не платит за воду, наверно, её и не жалеет?
- Вот этим самовольные врезки и опасны. Кран у него открыт с весны до осени, он только шланги перекладывает. Вот представьте: работает в скважине 16-кубовый насос, а на левых врезках за час выливается по кубу. Система так устроена, что если на каком-то участке ты начинаешь вытягивать воду, происходит её разбалансировка, она перестаёт работать устойчиво. Десяток таких утечек – и давления нет, люди в панике, начинают набирать про запас, и совсем всё осушают. Возникает что-то вроде «водяного дефолта».
Яркий пример был в Полековском. Там один гражданин подал жалобу, что документов на скважину нет, и я добываю воду незаконно. Это было примерно через полгода работы. Тогда я вышел к людям и сказал: половина из вас работали в ЖКХ, вы все прекрасно знаете, что лицензии нет и не моя в этом вина. Я работаю для вас, но почему я должен бороться за вашу воду с вами же, и платить за это штрафы?
Уже через час, наверно, вода в селе пропала: насосы работали на полную мощность, но люди открыли все краны, потому что испугались, что завтра чинить водопроводы будет некому.
На следующий день я побывал в суде, в прокуратуре, штрафа не было, было решение, что пока будут оформляться документы, этой скважиной пользоваться можно. Я объявил на сходе, что всё уладилось, люди успокоились, перестали набирать впрок – и всё вошло в норму.
- Кстати, о норме. Основная масса потребителей всё ещё на нормативе или устанавливают счётчики?
- Когда я взялся за водоснабжения, на нормативе были все. Я объяснял людям, что это дорого, но они не верили. Вообще во всех посёлках мне говорили: месяц ты поработаешь и сбежишь. И только со временем, когда пошли ремонты, когда ситуация с водой стала улучшаться, когда мы стали делать документы, которых раньше не было, потихоньку сдвинулось с места, стали устанавливать счётчики. Это ведь удобно и прозрачно: сколько потребил, за столько и платишь. Когда половина села попробовала, тогда и остальные стали следовать примеру соседей.
Продолжение интервью читайте в следующем номере «Делового Маркса»
Клюжев Николай Владимирович
Родился 21 апреля 1980 в селе Гмелинка Волгоградской области, но уже в следующем году родители переехали в Марксовский район – сначала в Колос, а в 1985-м – в Полековское. После школы окончил Поволжскую академию госслужбы, получив диплом юриста, и вернулся в родное село. Сейчас живёт в Марксе, но всё время проводит «в полях»
Слышал, что Николай Клюжев пришелся не ко двору новому главе администрации района. На одном из совещаний по водоснабжению сел от глав сельских администраций требовали найти альтернативу Клюжеву, якобы он не успевает ликвидировать все порывы. Главы мягко сопротивлялись, показывая заинтересованность в работе именно с Клюжевым, за что их глава обвинил в сговоре и корупциогенности. Интересно, изменилась ли сфера ответственности за водоснабжение у Клюжева? Отжали у него ряд сел? кто и где сейчас работает вместо него, насколько успешнее?
Пока работает. Но в немилости, это точно. Не стал трогать эту тему в газете, чтобы "не раскачивать лодку". Району ведь, как говорит Андреев, нужно "объединение всех здоровых сил", а не "дестабилизация обстановки"
Помощник менеджера. Пунктуальность, коммуникабельность. Приём входящих звонков, электронных писем, консультaция по телефону покупaтелей. Работа/обучение на неполный рабочий день. Обучение бесплатно. По всем вопросам обращаться на ватсап/вайбер +79259188025