Точка зрения
Специалисты районного Центра занятости совместно с коллегами из Энгельса провели в среду в Подлесном встречу с учащимися 9-х и 11-х классов окрестных сёл. На эту встречу также приехали представители учебных заведений из наших двух городов. Как понятно из названия организаций, речь шла о том, какую детям выбрать профессию, куда пойти учиться сразу после школы.
Вряд ли кто-то будет отрицать важность этой темы для старшеклассников. В мире более 40 тысяч профессий, и в юном возрасте, без жизненного опыта, среди такого разнообразия легко потеряться. А известно, что выпускной год, как нарочно, мчится быстрее остальных, тут особенно важно вовремя сориентироваться.
Журналист Владимир Гуреев побывал на мероприятии в Подлесном, и делится с читателями своими впечатлениями.
Дороги, которые мы выбираем
Конечно, в каждой школе есть свои целеустремлённые мальчики и девочки, которые уже точно знают, куда понесут свой аттестат с пятёрками, им подсказки специалистов, учителей и родителей, наверно, без надобности.
Есть и те, кто понимает, что, увы, своей плохой успеваемостью закрыл себе все дороги, кроме той, где берут без экзаменов. Но большинству школьников взрослая жизнь всё-таки представляется ещё где-то далеко, за горами. И мудрые слова старших о том, что пора определяться, залетают в уши, но зачастую с лёгкостью вылетают обратно. Одно слово: дети.
И вот на этом фоне в школу на полдня приезжает «десант» из специалистов службы занятости и представителей училищ, техникумов и вузов – хорошо, своевременно, полезно!
Общение с учащимися проходило в три этапа. Сперва в актовом зале представители послешкольного образования презентовали свои учреждения, затем всех собравшихся поделили на группы, чтобы психологи могли поработать с ними более «прицельно». Завершалось всё индивидуальным тестированием на предрасположенность каждого учащегося к той или иной сфере профессиональной деятельности.
Я постарался взглянуть на происходящее с точки зрения тех, для кого это всё проводилось – с точки зрения старшеклассников. И общение со специалистами центров занятости показалась мне намного занимательнее пустого сидения в актовом зале.
Программист или зоотехник?
Психологи из Энгельса приехали в Подлесное на специальном автобусе, оборудованном компьютерами для одновременного тестирования.
Автобус подогнали прямо к крыльцу школы, и возле него образовалась очередь: ответить на вопросы, чтобы тут же получить свой результат, хотели все. Кто ты по характеру – зоотехник или водитель, врач или программист, архитектор или администратор? К чему тянется душа – к работе с людьми или с техникой?
Согласитесь, это интересно. Тем более, что перед тестированием ребятам объяснили, что при всём многообразии профессий, все их можно условно разделить на несколько психологических категорий. А ещё разложили по полочкам саму ситуацию выбора своего будущего, когда внутри молодого человека борются «хочу», «могу» и «надо». Вот когда они совпадают – это и есть правильный выбор.
Можно подумать, что изыскания психологов – это общие слова, далёкие от практики. Это не так, знаю по себе: выбор сложен, даже когда отличный аттестат открывает тебе все дороги. В 17 лет мне казалось, что мои личные «хочу-могу-надо» совпали, но поступив в военное училище, быстро разочаровался в своём «слепом» выборе и дотянул до диплома, просто потому что надо. Словно в шутку, меня ещё и распределили по чужому профилю: из инженерно-сапёрного в автомобильно-тыловой. Пришлось доучиваться, осваивать новое, непрошеное. Дальше сложилось, как сложилось, но в Подлесном, ради интереса, я тоже прошёл тестирование, предложенное детям специалистами службы занятости. И результат подтвердил, что никакой я не сапёр, а путешественник, искатель и журналист.
О прошлом, конечно, не жалеют, но у сегодняшних школьников есть возможности подойти к выбору будущей профессии более осознанно. Приятно было наблюдать, как они увлечённо беседовали с психологами службы занятости, пытаясь докопаться до сути своих профессиональных предпочтений.
Тоска зелёная
А вот презентация учебных заведений в актовом зале прошла на удивление скучно и пресно.
Большинство докладчиков бубнили себе под нос тяжеленные неперевариваемые на слух фразы типа «наше учебное заведение осуществляет образовательную деятельность по следующим направлениям», после чего следовало шаблонное перечисление и рассказ о всяческих лицензиях и аккредитациях на ведение этой самой «образовательной деятельности».
Ну не хочется после этого слушать, каким там обучают профессиям! И понятно, что в таких условиях, откуда в полном зале взяться тишине? Взрослые словно забыли, зачем пришли: нагнали на детей тоску зелёную и потом менторским тоном взывали к их совести, делали замечания, стыдили, что выпускники ведут себя как в детском саду. Шум ненадолго стихал, но внимание от этого не повышалось, начинали зевать.
В качестве упрёков звучали даже такие фразы: «Нам это неинтересно, это вам должно быть интересно!», «Мы к вам приехали, так будьте добры усвоить, что мы скажем»! В нескольких случаях представители учебных заведений, отчитав своё выступление и спросив дежурным тоном, есть ли вопросы, покидали зал без всякой паузы, прямо на глазах у всех.
Школьники, конечно, дети, но их не обманешь. Если Оксана Горбатова про свой Марксовский сельскохозяйственный техникум, про его историю и сегодняшний день говорила увлечённо, громко и внятно, то ей внимали. Доброжелательный тон, образные пояснения и чувство юмора позволили легко удерживать интерес слушателей. Кстати, она оказалась одной из немногих, кто перед выступлением в незнакомой аудитории представился.
Интерес вызвала презентация Марксовского электротехнического колледжа. Замдиректора Наталья Фадеева не стала мучить детей длинным докладом, а предложила им посмотреть небольшой фильм. Всего-то минут пять – но в видеоролике было всё, что нужно для привлечения внимания зрителей. И что важно, о своей жизни и учёбе в колледже рассказывали сами студенты, вчерашние школьники.
Безусловно, долгожданным подарком за терпение стал концерт Марксовского училища искусств. Это было уже на финише «парада презентаций», все устали, поэтому Марина Сергеева, представляя своё училище, тоже была краткой: пусть лучше учащиеся споют и сыграют. И их слушали, затаив дыхание. В паузах раздавался шквал аплодисментов, но стоило исполнителю вновь завести мелодию, как зал стихал.
Дни открытых дверей
По сведениям районного комитета образования, в 11-х классах у нас учится 202 человека, ещё 550 в этом учебном году оканчивают 9-й класс.
Из этого числа на встрече в Подлесном было человек 60-70. Многие ли из них станут студентами училища искусств, сельскохозяйственного техникума или электротехнического колледжа, сказать трудно. Но эти учебные заведения, безусловно, обратили на себя внимание на сером фоне остальных выступлений.
Весной в школах будет новая волна встреч и бесед на тему профессиональной ориентации. Будут ли они интереснее нынешних осенних, смогут ли представители учебных заведений увлечь школьников своим красноречием? Время покажет.
И всё-таки дети умеют быть благодарными. После официальной части они подходили к представителям, что не разъехались, и задавали свои вопросы. Спрашивали, в том числе, и когда у кого будет День открытых дверей. Ведь когда учебное заведение принимает потенциальных абитуриентов в своих владениях, всё проходит почему-то намного живее и интереснее.
Из того, что услышал на встрече в Подлесном, сообщаю, что в Энгельсском промышленно-экономическом техникуме День открытых дверей будет уже в следующую субботу, 22 октября, а в Поволжском кооперативном институте, тоже г.Энгельс, чуть позже – 19 ноября.
Владимир ГУРЕЕВ
Владимир Гуреев, marksianin.ru
|