8 февраля скоропостижно скончался заместитель генерального директора ООО НПФ «Моссар» Евгений Станиславович Морозов. 10 февраля он был похоронен в Марксе на Аллее славы нового кладбища.
Церемония прощания проходила 10 февраля в Центре внешкольной работы. Гражданскую панихиду вёл начальник управления культуры Марксовского района Михаил Маркелов. Он напомнил собравшимся основные вехи биографии, которая, в целом, достаточно известна в городе.
За скупыми и строгими датами – люди, которые его знали.
Кто-то помнит Евгения Морозова совсем молодым выпускником электротехнического института связи, приехавшим в 1981-м в маленький волжский Маркс из приморской солнечной Одессы.
Кто-то работал с ним на «Радоне» в лучшую пору середины 1980-х, когда завод и город расширялись и строились, а трудовой коллектив достиг небывалой ни до, ни после численности в 3200 человек.
Кто-то хлебнул с ним весь кошмар 1990-х, когда брошенный государством «Радон» пытался выжить в условиях хаоса, но задыхался, скукоживался и разваливался, превращаясь из мощного предприятия в предбанкротный «Агат».
А кто-то познакомился с Евгением Станиславовичем уже в Ртищево, где в 2000-2007 годах он работал на заводе «Аргон». Делегация от этого некогда крупного предприятия тоже приехала, чтобы проститься со своим бывшим главным инженером и начальником производства.
Но самым значительным, трудным и героическим событием в жизни Евгения Станиславовича Морозова стало его возвращение в Маркс. Он сделал всё, чтобы возродить трудовую славу нашего города. И был бесконечно благодарен всем, кто откликнулся на его призыв построить на руинах старого завода новое предприятие, известное с тех пор как ООО НПФ «Моссар». И эти заводчане 10 февраля стояли у гроба и не могли поверить в непоправимое.
Глава Марксовского района Дмитрий Романов, выступая с прощальным словом, выразил соболезнования родным и близким и всем присутствующим. Он сказал, что это невосполнимая утрата не только для семьи, но и для всего полуторатысячного коллектива завода, который в 2007-м Морозов собирал по крупицам, наполняя унылые цеха жизнью.
Юрий Моисеев, который в то время был главой Марксовского района, добавил, что «Моссар» мог появиться вовсе не у нас. Руководство московского холдинга «Инкотекс», имея в Саратове небольшую фирму «Моссар», и расширяя своё производство, рассматривало и другие промплощадки, в том числе в Саратове и в том же Ртищево. И во многом на выбор повлияла настойчивость Евгения Морозова. Он убеждал, приводил расчёты, говорил о перспективах, о возможностях, о потенциале.
Кто в 2007-м в прозябающем Марксе мог в это поверить? Особенно если знал, в каком состоянии заводское (да и городское) хозяйство. Какое восстановление, какие миллионы электросчётчиков, кассовых машин, электронных весов, светодиодных светильников и прочего, да ещё и через год? Какие новые технологии и полторы тысячи рабочих мест?
Это казалось чудом.
Но так стало. И о драматизме ситуации того самого начала рассказал в своём слове Аркадий Гульчин. Он возглавлял саратовский «Моссар», а Морозов формально был его заместителем. Оба имели большой опыт и прекрасно знали производство, но Морозов был местным, и потому именно он руководил развёртыванием основных мощностей в Марксе, а потом они оба долгое время работали здесь вместе.
На прощании также выступил Анатолий Степанович Семёнов. В советскую пору он был заместителем гендиректора ПО «Тантал» и был тесно связан с «Радоном». Давно нет «Радона» и тех деловых связей, но остались ещё люди, которые это помнят и ценят. И Морозов был одним из тех, кто понимал, как важно сохранить связь поколений.
Буквально два месяца назад он организовывал встречу по поводу 50-летия образования «Радона».
Многие ветераны производства собрались тогда в Марксе. И старые радоновцы, и те, кто продолжает трудиться на «Моссаре». И из Саратова приезжала пусть небольшая, но представительная делегация от того, советского «Тантала».
Теперь смогли быть только двое. В траурный день их привёз в Маркс лично директор ООО НПФ «Моссар» Сергей Владимирович Грибцов. Сам он вышел к микрофону после всех, закрывая церемонию прощания. Многие бы ещё, наверно, выступили, но всех душили слёзы. Кому в такой тяжёлой ситуации взять себя в руки, как не директору.
Потом было отпевание в Свято-Андреевском храме. Потом – последний путь по городу.
Возле «Моссара» траурная процессия на три минуты остановилась у проходной, через которую когда-то, 1 августа 1981 года, Евгений Станиславович Морозов пришёл на завод впервые.
Так получилось, что при жизни его не награждали ни трудовыми орденами, ни почётными званиями. Лишь прошлой весной вручили памятный знак, выпущенный к 100-летию присвоения Марксу статуса города. И всё. Но на удостоверении к этой юбилейной медали написаны верные слова: «За заслуги перед городом».
По настоянию общественности Евгений Станиславович Морозов похоронен на Аллее славы нового кладбища. Пока это всё, чем наш город может воздать человеку после жизни.
Владимир Гуреев, marksianin.ru
|