В начале февраля прошлого года «Деловой Маркс» впервые вышел на 16 страницах. Это было начало большой работы, и мы только строили планы на будущее. И вот прошёл год, можно вкратце подвести итоги. Главный итог – газета состоялась. Менялись рубрики, в чём-то менялось внешнее оформление страниц, в них было то меньше новостей, то больше, но неизменным оставался интерес читателей. А вместе с популярностью рос и тираж издания, расширялась территория распространения. Год назад было всего 3 тысячи экземпляров, которые уходили на город и два ближайших села – Павловку и Приволжье. Но в том же феврале 2012-го добавилась сперва Звонарёвка и Берёзовка, потом Орловское. В конце весны «Деловой Маркс» впервые перешагнул рубеж 5-тысячного тиража, а летом уже и 6500 было мало – газету стали читать в Бородаевке, Подлесном, Сосновке, Баскатовке, Рязановке, Бобровке. При этом мы, конечно, замечали типичные минусы бесплатного распространения. Знаете, как разнообразно и находчиво может использоваться газетная бумага в XXI веке? В автосервисах – на оклейку деталей кузова при малярных работах, дома – в качестве основы под обои на стенах, на защиту окон от солнца, на обёртку яблок при закладке урожая в погреб. Торгуя дарами садов и огородов, бабушки тоже не на голую землю выкладывают свой ассортимент. Я уж не говорю о круглосуточных рыбных рядах на трассе. Это всё понятно, привычно, мило, так было всегда и будет. Так и должна в итоге заканчиваться жизнь любой газеты. Но именно заканчиваться, а не начинаться. Потому я содроганием всякий раз встречаю известие о том, что «в школах объявили акцию по спасению деревьев, ура!» - среди взрослых вдруг тут же появляются «охотники за макулатурой». Вот что с этими хищниками делать? Хорошо, что их единицы и все они наперечёт. Понимая, с какими проблемами связана дармовая раздача, для «Делового Маркса» мы разработали, а потом в течение года «обкатали» свою систему распространения, аналогов которой нет ни в одном районе Саратовской области. Во-первых, мы не стали «гнать тираж» в погоне за рекламодателями. Мы увеличивали его медленно, осторожно, продуманно, не допуская избытка, сохраняя лёгкий дефицит. И постоянно следили за тем, как расходится газета, в каких местах её достаточно, а где уже два месяца, как говорят, что нужно бы добавить. С удивлением отмечали, что порой стопочка ДМ появлялась там, куда мы её не завозили. И это радовало, потому что у нашего издания стали появляться добровольные распространители. Со временем в Марксе мы стали практиковать завоз «в два круга»: сделали одну выкладку, а спустя несколько часов завезли ещё 20-30 газет. Во-вторых, совсем не случайно в одни магазины мы «Деловой Маркс» завозим, да ещё по два раза, а в другие – нет. Начиналось ведь год назад везде одинаково: почти все продавцы встречали новую для них газету безразлично, особенно в сёлах. Но вскоре многие из них стали нашими первыми читателями, и за это мы им очень благодарны. Ведь это им мы доверяем самое ценное, что у нас есть – газету. И они не дают покупателям растаскивать её пачками, откладывают экземплярчики для знакомых или соседей, оставляют по смене для коллег, и чтобы «на завтра было», если сегодня не разобрали. Особенно тёплые отношения в этом плане у нас сложились с коллективами аптек «Доктор Столетов» и стационаром ЦРБ, где газету не только ждут, но даже поштучно разносят по этажам и палатам. В-третьих, для удобства читателей и чтобы ещё более повысить эффективность распространения газеты, мы постепенно стали приходить с ней в трудовые коллективы. Работникам «Моссара», швейной фабрики «Элит», пивзавода «Марксовский», племзавода «Трудовой» и многих других предприятий стало не нужно искать «Деловой Маркс» по городу – им на работу приносят. И самое главное, мы всегда старались наполнить газету живой информацией, чтобы в ней было что почитать. А уж после этого, как говорится, можно её и на стол, и в печку. Кардинально снизив потери, мы позаботились даже и о тех, кому газета нужна не для чтения, а всё-таки исключительно ради бумаги: что поделаешь – хознужды. У нас этой бумаги полно: каждый тираж пакуют в пачки, щедро оборачивая первыми листами, сходящими с типографской машины (это брак – где-то краска не та, где-то её вовсе нет). И хотя за эти килограммы, как и за весь тираж, мы платим, мы готовы отдать эту бумагу даром – тем, кому она особенно нужна. Но только в обмен на обещание не таскать для своих целей газеты, которые предназначены для читателей. Одно непобедимо: проблема задвоения. Это когда в семью приносят сразу несколько газет – муж с работы, жена с магазина, тёща из аптеки, да ещё сын где-то по дороге со школы ухватил. Впрочем, это не беда, поскольку говорит о том, что издание востребовано. Заодно и яблоки в августе будет во что заворачивать Кстати, задвоение можно назвать феноменом «Делового Маркса». Потому что у любых «больших и серьёзных» газет есть масса разных проблем, но только не эта. В общем, мы остаёмся с вами, дорогие земляки! Спасибо, что читаете! С уважением, Владимир Гуреев
Владимир Гуреев, marksianin.ru
|