На фоне кризиса власти, когда администрация Олега Тополя вызывает в Марксовском районе всё большее возмущение, как-то незамеченным остаётся давнее противостояние в Марксовском горсовете.
Между тем, конфликт вышел на новый виток, в отношении главы города Маркса Юрия Мельничёнка опять, как и прошлой весной, проводится проверка. И опять по подделке документов. И опять по заявлению депутата.
Что это за документы, в чём их суть и принципиальность, какова в этом конфликте роль секретаря горсовета Владимира Лемдяева и почему на нём «свет клином сошёлся»?
Эти вопросы я задал председателю комиссии по административно-правовым вопросам, законности и борьбе с преступностью Денису Калкову, который обвиняет главу города не только в фальсификации решения горсовета.
В протоколе одно, в решении – другое
- Денис Юрьевич, в чём опять «провинился» глава города?
- Да всё в том же, в фальсификации документов горсовета. 27 февраля 2015 года Марксовский горсовет принял решение, согласно которому секретарь горсовета Владимир Лемдяев должен исполнять свои обязанности на непостоянной основе, то есть ему не будет выплачиваться денежное вознаграждение. За решения проголосовали 12 депутатов, сэкономленные средства планировалось направить на обустройство в Марксе двух дворовых детских площадок. Но спустя семь месяцев, в конце сентября, стало известно, что данное решение не только не исполнено, но и принципиально искажено.
- Если решение принято, как можно его не исполнить или исказить?
- В протоколе заседания значилось: перевести на непостоянную основу – и точка. Если не оговаривается дата вступления в силу, то в соответствии с регламентом, решение вступает в силу с момента принятия. То есть 27 февраля вступило, с 28-го февраля должно исполняться. Но сперва глава города Юрий Мельничёнок его не подписывал, мы не могли получить ни копию решения, ни протокол заседания. А когда получили, в решении было указано: оно вступает в силу со 2 декабря 2015 года. То есть глава единолично перечеркнул всю идею, которую вкладывали в это решение депутаты: какая может быть экономия, если формально решение есть, но его исполнение отложено на 10 месяцев?
Более того, 25 сентября было собрано очередное заседание горсовета, в другом составе, на нём не присутствовали многие из тех, кто голосовал 27 февраля. И тогда глава города в «Разном» предложил отменить февральское решение, мол, секретарь не может работать без оплаты. И 11 депутатов проголосовали за отмену.
Такое хитрое «Разное»
- А что же на заседание не пришли противники этого решения?
- Проекты решений, в нарушение регламента, депутатам не присылались. Повестка была скудная, всего три пункта. И те, кто не имел по ним возражений, не пришли, так как кворум набирался и без них. Кто же знал, что такой принципиальный вопрос, и опять-таки в нарушение регламента, глава спрячет в «Разное»? В «Разном» рассматриваются незначительные организационные вопросы, которые не требуют предварительного обсуждения на комиссии. Так и получилось, что заседание было легитимным, но процедура принятия решения была грубо нарушена.
- О какой сумме идёт речь, если её хватает на две детские площадки?
- Задекларированный доход секретаря в 2014 году составил в среднем 42 тыс.руб. в месяц. Таким образом, с февраля до конца 2015 года могло быть сэкономлено около 300 тыс.руб. Сколько фактически ему выплачено, хранится в тайне. С января мы требуем от главы отчёт о затратах 2015 года, в том числе и на содержание аппарата горсовета. Но безрезультатно.
Горсовет – не место для дискуссий
- Не мелко ли это на фоне того кризиса, который продолжается в горсовете уже больше года?
- Напротив, это наглядно высвечивает глубину проблемы. Работа горсовета строится на авторитарных принципах. Есть воля барина, глава города просто доводит её до сведения городских депутатов и говорит: надо вот так, не обсуждайте, не возражайте. И показывает пальцем наверх – там так решено.
Многие депутаты не согласны с такой постановкой вопроса. И тогда решения принимаются «за нас». Как это было год назад, когда стало известно, что глава города Юрий Мельничёнок совершил подлог, изготовив решения горсовета, которые депутаты не принимали. К примеру, по липовому протоколу я присутствовал и даже голосовал, хотя меня вовсе в городе не было. И целый ряд депутатов тогда обратились по этому поводу в прокуратуру.
В итоге глава города всё-таки вышел сухим из воды, но никаких выводов не сделал и фальсификация документов в горсовете продолжилась. А без секретаря это делать трудно: он обязан следить за правильностью оформления протоколов, решений и других документов, он их подписывает, наряду с главой. Так что сговор налицо, и проблема гораздо шире, чем 300 тысяч экономии.
Мы его не увольняли
- Каков был бы механизм лишения секретаря зарплаты? Его ведь надо было предупреждать за два месяца?
- Не надо путать денежное вознаграждение за осуществление депутатских полномочий и зарплату. Секретарь не является муниципальными служащим, он не работает по трудовому договору, его работа не регулируются Трудовым кодексом. Закон о местном самоуправлении предусматривает, что депутаты осуществляют свои полномочия на непостоянной, то есть неоплачиваемой основе. И лишь не более 10% от их общей численности могут получать денежное вознаграждение, в Марксовском горсовете это 2 человека.
Когда-то было решено, что у нас оплачиваются должности секретаря и главы. Потом, в 2012 году, после призыва губернатора Валерия Радаева экономить бюджетные средства, глава города Маркса, тогда Александр Шаталин, сам отказался от денежного вознаграждения, и депутаты закрепили это решение своим голосованием.
В феврале 2015-го мы не сократили секретаря, не уволили. Мы сняли с него денежное вознаграждение, поскольку объём ежедневной работы позволял обходиться силами двух специалистов секретариата. А секретарь вполне мог работать и в другом месте, как все остальные депутаты.
Хлеб, за который он молчит
- Кстати, а как отреагировал сам Лемдяев?
- А Вы когда-нибудь слышали, чтобы секретарь горсовета Владимир Лемдяев хоть раз высказывал своё мнение? Даже когда его лишали денег, он не сказал: ребята, что вы делаете, как мне быть? Не подал протест на принятое решение, не обжаловал его в суде. Он ни слова не проронил, потому что был в полной уверенности, что ему дадут тот хлеб, за который он молчит.
И вместе с главой города он действительно всё сделал по-тихому, и молча продолжил получать деньги из бюджета.
Похоже на волокиту
- Сейчас с этим разбирается следствие?
- Я обратился с заявлением в Следственный отдел ещё в начале декабря. И началась волокита. Сперва в действиях главы города не увидели состава преступления и перенаправили моё заявление в прокуратуру. Я возразил, и прокурор с этим согласился – заявление ушло обратно в Следственный отдел, и только сейчас, наконец, началась проверка. Но то, как она проходит, не вселяет в меня оптимизма.
- Почему?
- Уже опрошены некоторые депутаты, в том числе и я. И нам задают вопросы, призванные, на мой взгляд, посеять сомнения, перенести проблему в плоскость морали или даже возложить вину на самих депутатов. А имели ли мы право лишать секретаря зарплаты, а зачем, а согласны ли мы сейчас с этим решением?
Конечно, следователь может задавать любые вопросы. Но его дело выявить факты – кто готовил и подписывал решение, почему там появилась дата, если в протоколе её нет, производились ли секретарю выплаты в этот период.
Я пока этого не вижу. Но хочу надеяться, что закон возьмёт вверх над желанием снова спасти от наказания главу города и его секретаря.
Владимир Гуреев, marksianin.ru
|