О нетронутой человеком красоте этой песчаной косы я уже рассказывал, а то, что вместо дороги там «направление», так это не беда. Особенно, если преодолевать стокилометровый кошмар «стиральной доски» неспешно, останавливаясь на денёк-другой палаткой, где понравится.
Характерно, что всё больше народу думает также: в поисках природной уединённости «человек туристический массовый» наконец раскусил прелести этих мест, и под оживление спроса стала интенсивно подстраиваться местная инфраструктура. На 35-километовом северном отрезке Арабатской стрелки (от Геническа до села Стрелковое) строятся частные гостиницы, пансионаты, базы отдыха, земля там дорожает, появляется сервис, на каждом заборе написано «сдаётся жильё», «места есть», «все удобства» и т.д. Так что, думаю, в недалеком будущем север песчаной косы станет такой же мощной курортной зоной, как и южный берег Крыма.
Впрочем, чуть дальше на юг условия для «дикого» отдыха сохранятся ещё надолго. В начале села Стрелковое асфальт, а вместе с ним транспортное сообщение и любые перспективы освоения, кончаются, начинается гиблая гребёнка, по которой можно ехать только черепашьим шагом. Цивилизация сюда не дошла, а стлать дорогу дальше можно, но только если делать высокую дамбу, способную удержать напор осенних штормов Азовского моря, которое в отдельных местах запросто перекидывает свою воду в Сиваш.
Фисташковый сезон автокемпингов
Но прокладывать стратегические дороги, да ещё сложные, под силу лишь государству, а его участие в современном туристическом освоении украинского полуострова мало заметно. Мелкие, средние и даже крупные частники просто уплотняют доходные места, хорошо разработанные в советские годы, используя уже существующую инфраструктуру.
Едут люди в Ялту десятилетиями – там и строят. Казалось бы, свободной земли уже нет, всё давно занято, но повсюду над городом крутятся стрелы башенных кранов, тут и там стоят ограждения стройплощадок. Городок с «зимним» населением едва в 100 тысяч человек летом разбухает до масштабов миллионного мегаполиса, там даже «неудобные» места нарасхват. В посёлке Кацивели, например, что в 20 километрах на запад, где берега скальные и вместо пляжей – валуны, на высоте отстроили большой аквапарк, а внизу активно развивают дайвинг.
А вот посёлки на гористом отрезке между Алуштой и Судаком не испытывают таких туристических наплывов – так там только одинокие каменщики с мастерками кирпичные пристройки клеят. Зато рай для автотуристов. От посёлка Солнечногорское до Морского километров сорок, но там, где дорога спускается прямо к пляжам, мы насчитали четыре или пять автокемпингов.
На самом деле их много больше, не сосчитать, некоторые не видны с дороги. И все они разные, есть смысл осмотреться, чтобы выбрать по душе, по цене и по условиям. Есть полустихийные, до 6 часов вечера въезд свободный и бесплатный, но за ночлег в конце июня брали 25 гривен с машины (для перевода в рубли умножьте на 3,5) и столько же с палатки. А вот в Рыбачьем местный сельсовет утвердил тарифы повыше – на будке у шлагбаума висит целая таблица расценок, от 80 гривен за легковушку (без разницы, с палаткой или без), до 120 гривен за микроавтобус с прицепом и 150 за грузовик.
Пляжи и природа в этих местах выше всяких похвал: мелкий галечник, вода чистая, за спиной высокий берег, на взгорках которого, если побродить, можно найти целые можжевеловые рощи и фисташковые заросли. Сейчас, в конце июля фисташки как раз созревают, самое время собирать. В августе будет тоже не поздно – в Крыму самое фисташковое время. Но оно же – и самое дорогое, июньские цены в Крыму растут как бамбук.
Добро пожаловать, или
Криминальные тени отдыха
Много страниц посвятив путевым заметкам, мало в них ещё сказано о ценах. А действительно, что почём на южном берегу курорта?
Но прежде – вкратце о том, какими словами нас встретил мой старый товарищ, начальник криминальной милиции одного из посёлков Большой Ялты. Мы въехали в город заполночь, но город не спал, и в здании ОВД светилось много окон. Проведя в своём кабинете оперативное совещание, мой земляк вышел к нам и, раскрыв объятия, произнёс:
- Если вы хотите быть ограбленным, подвергнуться насилию, стать жертвой правонарушения, милости просим к нам на курорт!
Это была, конечно, шутка, но только с обывательской точки зрения. А профессиональная трактовка этой фразы раскрывалась нам в течение всей следующей недели, проведённой в Ялте и Ливадии. На информационной доске у здания милиции в пять рядов изображения лиц, находящихся в розыске: мошенничество, ограбление, разбой, изнасилование.
С нами-то ничего не случилось, но каждая встреча с однокашником, каждая проведённая им экскурсия исподволь сопровождалась рассказами о криминальном характере того или иного квартала, переулка, ресторана. И это были не истории из какого-то абстрактного прошлого, всё вокруг буквально дышало только что совершёнными преступлениями: ему звонили, он отдавал распоряжения, сам с извинениями вскакивал посреди ужина и больше не возвращался, или неожиданно, в последний момент, менял наши планы.
Объясняется это просто: когда столько отдыхающих приезжает, чтобы потратить деньги, тенями вокруг них бродят те, кому они нужнее, и в дежурку днём и ночью приходят экстренные сообщения: отняли, избили, украли. Если быть рядом с тем, кто постоянно получает все эти сигналы, то картина рисуется мрачная.
На самом деле всё банально: будь скромнее и бдительнее, не пей с чужими, не пей много, да и вообще лучше не пей. А ценности не оставляй, сдай в сейф. За день до нашего отъезда в одном «недорогом» ялтинском пансионате обнаружили, что, пока люди на пляже, вскрыты двери в трёх номерах. Проводя розыскные мероприятия, оперативники опасались, что к вечеру, когда проживающие вернутся, окажется, что ограблен весь этаж. К счастью, не оказалось, но история всё равно печальная, и чем она закончилась, не знаю.
Но если смотреть со стороны, всего этого не видно, опасности не ощущается. И вправду – надо наслаждаться морем и воздухом, раз приехал! Но при этом лучше помнить, что курорт есть курорт, где-то рядом могут быть люди, которым твои денежные знаки нужнее, чем тебе.
Гривна сезонной курортности
Не смотря на то, что в Крыму крутится масса денег, которые «накачивают» криминальную обстановку и обосновывают цены, отдых там всё же дешевле, чем на российском побережье Чёрного моря. Хотя, надо иметь в виду, что непривычка к расчётам в чужой валюте поначалу создаёт в голове определённую путаницу и может привести к излишним расходам.
Один маленький украинский червонец за огромный чебурек, 6 гривен за литровый пакет 2,5-процентного кефира, 15 гривен за поездку по городу на такси, 100 гривен с человека за ночлег – это много или мало?
Согласитесь, чтобы молниеносно находить правильный ответ, мозги должны работать как калькулятор. Поэтому мы придерживались общего правила: питание, прохладительные напитки, спиртное и другие продукты местного производства немного дешевле, чем в России. И лишь когда платили за проживание, бензин, сувениры, штучный или дорогой товар, приходилось в уме примерно умножать гривны на 3,6.
Кстати, небольшую сумму стоит поменять ещё до въезда на Украину: пересекая границу, придётся покупать украинскую автогражданку. За полис на 15 дней мы отдали 400 рублей, хотя он стоит значительно дешевле – 72 гривны, то есть 250 рублей.
В обменниках на восточной Украине в июне этого года за 1000 рублей давали 285-283 гривны, в Крыму поменьше – 276-278 гривен. Наше мнение о том, что обменный валютный курс рубля на Украине во многом зависит от сезона и степени курортности, подтвердилось. Так что, если планируете обменять крупную сумму, то лучше это делать в приграничных областях, иначе с 10 тысяч рэ потеря составит 50-90 гривен. Для сравнения, бутылка виноградной граппы в фирменном магазине в Ливадии обошлась нам в 53 гривны, а 5-звёздочный коктебельский коньяк в 99. В отношении долларов и евро (которых у нас не было) такой спад «сезонной курортности» мы не заметили, курс везде примерно одинаковый.
С проживанием никаких проблем нет, кроме цены. Вездесущие маклеры появятся возле вас, как только вы выйдете из машины. Интересно, что в Ливадии и Ялте они не так навязчивы, как в Симеизе: там их называют «разводящие», и они суют свои визитки прямо на ходу, в открытое окно автомобиля, а стоит остановиться у магазина или даже на перекрёстке – просто не отбиться.
Но найти жильё можно и самому, без посредников. Мы сняли прекрасный отдельный домик со всеми удобствами, кондиционером-телевизором-холодильником, верандой и двориком с мангалом за 300 гривен в сутки. Единственным неудобством было то, что он был свободен временно, пока одни уехали, а другие не заехали, и через четыре дня пришлось съезжать. Но хозяйка сама подыскала нам такой же вариант по-соседству, где, пока мы жили у неё, образовалось своё окошечко в три дня.
В пос.Приморский, вблизи Феодосии ночлег на ночь с удобствами во дворе обошёлся нам в 160 гривен – и это было очень дёшево, поскольку там имеют ввиду и таких транзитников, как мы, и за 8 часов сна берут по полной. К примеру, за ничем не выдающийся курятник без кондиционера и с общим душем с нас запросили по 100 гривен с человека, то есть 400. А когда я спросил, можно ли двоих маленьких детей посчитать за одно место, хозяйка фазенды посмотрела на меня с недоумением и задала встречный вопрос: «А что, дети – не люди? Так что по 100 гривен».
На тему цен можно говорить много, но у каждого свои запросы и возможности. Нам предлагали неплохой домик в Алупке за 200 гривен в сутки, но до моря три версты, и комнату чуть не на самом пляже, в полтора раза дешевле, но с пьющими хозяевами, а показывали и апартаменты за 600 гривен, 350 долларов и т.д. – то есть на любой вкус и кошелёк.
Мы сделали такой вывод: если, не имея миллионов, хочется пробыть в Крыму подольше, лучше выбирать начало-середину июня. Загорать уже можно вовсю, море холодноватое, но зато людей мало, ажиотажа нет, спокойно и недорого. А если хочется вдоволь накупаться, то нужно искать хороший кемпинг на пляже в конце июля – начале августа и стоять палаткой. Сервиса немного, зато дёшево и море прекрасное.
Некоммерческое восприятие
В последнее десятилетие, а может, и больше, в жанре путевых заметок прочно укрепилась коммерческая конъюнктура. Жанр стал мощным двигателем туристической торговли, предлагая на выбор места, пути, страны, историю, достопримечательности, местные нравы и многое другое.
Вы, наверно, заметили, что описательный, иногда даже подробный характер повествования сохранился только на телевидении, где в этом случае слова второстепенны, всё говорит «сочная картинка». А в печатных СМИ и в интернете больше стала цениться прикладная информация, воспользоваться которой можно немедленно.
Поэтому если у вас есть цель, вы знаете, куда хотите ехать, то за практическими советами лучше обратиться к интернету, в котором есть всё.
В нашей газете путевые заметки появляются впервые, как осколок давнего, наполовину забытого «некоммерческого восприятия жизни». Просто о семейном автомобильном путешествии всегда есть что рассказать, и утаивать это от читателей было бы неправильно. Сейчас, например, мы возвращаемся из поездки на северный Урал, где в минувшую субботу днём было плюс 10 при ясном небе. Если интересно, напишу. Но это будет уже другая история.