Та самая гребёнка, которая 90 километров трясла машину и её экипаж Семейное путешествие на автомобиле исключительно богато впечатлениями. Особенно, если выбираешь маршруты, которыми никто ехать не советует.
Попав в Крым как все, то есть через Джанкой, по безукоризненно ровной трассе Мелитополь – Симферополь и проведя незабываемую неделю на отрезке южного берега от Симеиза до Ялты, обратно мы искали другой путь.
Ищем новые пути
Можно было через Судак и Коктебель податься в Керчь, чтобы на пароме пересечь пролив, соединяющий Чёрное и Азовское моря, и причалить к российскому берегу на косе Чушка. Тем более, что через пару-тройку лет там, наконец, достроят мост на материк через острова на Тузле, и тогда «паромная романтика» уйдёт в прошлое.
Керченская паромная переправа Касса: (06561)-6-95-88; диспетчер: (06561)-6-95-59 Расписание паромов: Из России на полуостров Крым – 02.30; 05.45; 08.30; 11.15; 14.15; 17.15; 20.00; 23.30 С полуострова в Россию – 01.30; 04.45; 07.30; 10.15; 13.15; 16.15; 19.00; 22.30
|
Но знающие люди сказали, что там очереди. Мы нашли в интернете телефоны Керченской паромной переправы, и на том конце провода этот слух нам, увы, подтвердили. Тогда время, которое теряется даром в очередях, мы решили потратить с пользой, и остановились на пару дней для купания на пригородных пляжах Феодосии. А затем свернули на север и взяли курс на Арабатскую стрелку, которая выводит из Крыма на Геническ, это уже «большая земля». К слову, после горного Крыма феодосийские пляжи нам не понравились. Вода, хоть и тёплая, но нет в ней той лёгкой прозрачности, как в Симеизе или Ливадии, поскольку берег и дно сложены из мелкого ракушечника, а он взбаламучивается волнами и людьми. И всё бы ничего, но народу много, а вместе с ним много и мусора. Плюс высокая влажность, что особенно заметно вечером, а под утро на сохнущее бельё выпадает такая обильная роса, что хоть выжимай. Дополняют картину скучные равнинные пейзажи.
Другое дело – на ялтинском участке. Мелкая галька на пляжах у подножия гор, которые гигантскими камнями-скалами заходят в море, как Диво или Аю-Даг, а на своих сухопутных вершинах носят тучи, словно шапки. Вода чистая, так, что, дойдя до края многочисленных волнорезов, можно отчётливо рассмотреть дно на глубине 7-8 метров. Отдыхающих тоже немало, хотя меньше, чем в Феодосии. Но, то ли они не сорят, толи так исправно убирают: свалок на пляжах и вблизи мы не увидели. И, конечно, царящая в воздухе смесь солёности моря, свежести гор и заповедных лесов, пересекаемых серпантинами дорог и пешеходными тропами. По трём атласам
Мы пытались найти подступы к берегу залива Сиваш, но дорога утопала в траве и болоте
Вереница пресных озёр, которые узкой ниточкой тянутся посреди Арабатской стрелки
На косе со стороны Геническа выстроено множество баз отдыха, они переходят из одной в другую
Впрочем, если подъехать ближе, заметны следы слабого интереса к этим местам «организованных» туристов
В интернете не найти такой «Солнечный берег», но если оказаться рядом и не иметь особых претензий к благоустроенному отдыху, это классное место
Всё протяжение стокилометровой Арабатской косы – это прекрасный пляж, где с удовольствием останавливаются любители «дикого» отдыха
|
Арабатская стрелка привлекла наше внимание с самого начала. Это узкая и длинная коса, идущая вдоль восточного берега.
Если ехать с полуострова на континент, то сзади остаётся Чёрное море, справа появляется Азовское море, а слева его огромная заболоченная часть – мелководный и до жути солёный залив Сиваш.
В основном, коса имеет ширину километр-два, иногда шире, а местами сужается так, что кажется, будто, стоя в середине, можно в обе стороны докинуть до воды камень. И самое главное: на карте обозначено, что по всему этому великолепию длинной в добрую сотню километров тонкой ниткой пролегает дорога. Грунтовая, правда, но дорога! Вот по ней мы и поехали.
К этому времени мы были вооружены уже тремя атласами разных издательств и годов издания, и чтобы не ошибиться, данные одних карт сверяли с другими. И вот настал день, когда мы проверили эту теорию 13-дюймовыми колёсами российского легкового автомобиля.
Свернув с трассы Феодосия – Керчь в районе села Батальное, мы до въезда на косу, километров 14-15, мчались с ветерком по хорошему асфальту. Это вселяло оптимизм, так как дорога, что от Батального до косы, что по самой косе до самого её конца – обозначалась на карте одинаково.
Находясь на твёрдом дорожном покрытии, в предпоследнем населённом пункте до косы, селе Семисотка, мы заехали на АЗС заправиться, а заодно спросить у местных, на самом ли деле дорога есть?
До этого, в Ливадии и Феодосии, нам говорили, что дороги, вроде бы, нет. Но говорили как-то в общих чертах, расплывчато: ну откуда им знать? Местные сказали конкретно: дороги, в обыкновенном её понимании, действительно нет.
А что тогда есть? Ответ на этот вопрос звучал по-военному кратко: «Есть направление. Одно, не заблудишься. Мы на косу рыбачить ездим». То есть, дорога проходима, а есть она или нет, зависит от скорости движения.
В багаже наших знаний о предстоящем пути появились, какие-никакие, подробности, и в 2 часа дня мы въехали на косу.
Дикая стрелка
Вид, конечно, великолепный. За этим мы и ехали, чтобы с обеих сторон от автомобиля простиралась зеркальная гладь воды.
В Сиваше, конечно, не искупаешься: воды в нём много, но она по колено, вместо дна толстый слой серо-чёрного ила, а подходы почти везде заболочены, ехать по многочисленным узким дорожкам, уводящим вглубь зарослей, мы не рискнули.
Зато берег Азова – это сплошная стокилометровая(!) полоса прибоя, сложенная из мелкого ракушечника. Берег чистый, вода тёплая, дно приятное, его уклон равномерный, без ям, что удобно для детей, а зайди чуть дальше – начинается глубина, достаточная для взрослых. И полностью в стиле Азовского моря – отмели по пояс, идущие параллельно берегу метров через 50-100, а потом вновь можно нырять.
И ни одной души.
Первый населённый пункт нам встретился через 4(!) часа пути. И на этом отрезке навстречу прошла всего одна машина.
Зато мы видели ценителей такого уединения: при въезде на косу и при выезде с неё много «диких» стоянок – автомобиль, чаще всего с российскими номерами, плюс палатка. Иногда несколько автомобилей образовывали маленький палаточный городок. Но поскольку заезжают сюда только со стороны Керченского полуострова или от Геническа, серединный участок косы протяжённостью километров в 40 абсолютно пуст: Арабатскую стрелку никто не проезжает насквозь!
Причина этого проста – невыносимая дорога. Определение «непроходимая» тут не подходит, мы же проехали. Именно невыносимая, поскольку гладкая песчаная грунтовка при въезде как бы заманивает на эту чудесную и нелюдимую полоску земли, а потом превращается в жестокую и бесконечную «стиральную доску».
Гребни из плотного как бетон ракушечника высотой с сигаретную пачку, которые пересекают косу по всей ширине, на вид кажутся мягкими, но от машины на них даже след не остаётся. Зато и пыли мало.
Но как же достаётся машине и экипажу!
Что такое стиральная доска
Когда каждый метр пути состоит из 2-3 таких гребней, и так на протяжении почти 90 километров, можно сойти с ума.
На преодоление этого участка нам понадобилось без малого 4 часа. Испытатели из известной автомобильной телепрограммы, наверно, не так сильно мучают подвеску автомобиля, как дорога по Арабатской косе.
Вспомнились напутственные слова местных – это не дорога, это направление. То есть сеть дорожек, бегущих параллельно друг другу, можно без труда переехать с одной на другую. Так мы и приноравливались в поисках лучше накатанной.
Азовская кромка косы чуть выше, Сивашский берег пологий, по розе ветров основные ветра дуют с Азова на запад, в Сиваш. В особо сильные осенние штормы морскую воду нередко перебрасывает через косу. Вот вдоль этих ветров и выросли окаменелые гребни, причём ближе к Сивашу они чуть сглаживаются. Мы – то искали мягкую дорожку вдоль камышей, и тогда «разгонялись» до 30-40 км в час, то выскакивали на морской берег, чтобы полюбоваться пейзажем или искупаться, и это стоило нам уменьшения скорости до черепашьего часа.
В какой-то момент переехать с правой каёмки косы на левую и обратно стало непросто: посреди узкой косы, омываемой солёным морем и ещё более солёным заливом возникло такое же узкое и длинное пресное озеро. Его хозяева – одноногие цапли провожали нас взглядом, крутя головами. Мы бы останавливались чаще, но преодоление косы затянулось, с моря тянуло тучи, и мы стали тащиться безостановочно.
Нынешнее поколение младших школьников, к которым относятся и наши дети, уже не видят в быту стиральные доски: в каждом доме сейчас машина-автомат. Мы спросили их, что такое стиральная доска? И они сходу ответили, что арабатские дороги. А что такое – тёплое и пустынное море? Это Азов на Арабатской стрелке.
Когда на исходе четвёртого часа вдали показалось село Стрелковое, вздохнули с облегчением. Село оказалось длинное, домики ухоженные, на каждом заборе надписи о сдаче жилья, номера телефонов. Но асфальт появился, только когда село кончилось.
Ещё 20 километров сплошных санаториев и баз отдыха, и Геническ. Незадолго до этого возникла дикая мысль: а вдруг «большая земля», до которой осталось чуть-чуть, находится за разведёнными мостами, и с косы нет выхода в ту сторону, только обратно? Спросили об этом таксиста. Он высунулся в форточку и спросил: «Вы с той стороны? Ну, вы даёте»!
Мы испытывали радость и немного гордости, что проехали всю дорогу. И было немного сожаления, что дефицит времени не позволил нам хоть на пару дней прервать своё путешествие палаточной стоянкой в любой точке этой дивной и первозданной Арабатской стрелки.
Владимир ГУРЕЕВ, фото автора
О ценах в Крыму, украинских гривнах, обменниках, автозаправках, криминальной обстановке на курортах и палаточных стоянках в полосе черноморского прибоя – в следующей главе.
|