Пересечение границы, таможенный и паспортный контроль – процедура не самая приятная, но и не такая страшная, как о ней обычно рассказывают.
Детская неожиданность
На Украину мы въезжали в начале июня, днём, на отрезке Гуково – Червонопартизанск, возвращались через две недели, около полуночи, через Новоазовск – Таганрог.
Оба раза очередей не было, непреодолимых проблем не возникало, хотя предпосылки были достаточно мощные.
К примеру, при въезде оказалось, что у нас не всё в порядке с документами на детей: номера вкладышей о гражданстве РФ не совпадают с номерами свидетельств о рождении.
Казалось бы, ну кому нужны эти вкладыши, если мама-папа граждане России, и дети рождены в этой же стране? А нужны, оказывается!
Дело в том, что свидетельства о рождении «по моде» десятилетней давности были заламинированы, а недавно, когда мы взялись оформлять продление загранпаспортов, оказалось, что это «порча документа». Ну, мы сделали соответствующие запросы, как раз перед поездкой на Украину нам выдали новые свидетельства, а про вкладыши мы и не подумали.
И вот на паспортном контроле нам говорят: номерочки-то разные! Сознавая абсурдность ситуации, я всё же понимаю, что цифры – вещь упрямая, могут и развернуть за «правильными документами». Ну что тут ответить? Отвечаю: но дети-то те же самые!
Дважды в одну сторону
Детей «сверять» не стали, приводить документы в соответствие друг другу тоже не потребовали.
Просто инспектор вызвал старшего смены, тот отправил меня оформлять украинскую автостраховку, а когда минут через двадцать я вернулся, нашу машину пропустили с миром. На обратном пути вкладыши никто вообще не смотрел, будто и не было такой проблемы.
Впрочем, мы нашли свои приключения. Перед границей у нас кончался бензин и на одной из АЗС я расплатился банковской картой. Никогда такого не было, а тут я её забыл! Вспомнил только через час, когда мы уже проехали Новоазовск и даже прошли украинские барьеры. Всё, Россия готова была принять своих граждан.
И вдруг я заявляю украинской стороне: надо обратно, срочно! Те развели руками: заезжай в Россию, бери «бегунок» (так они называют миграционную карту) и заезжай снова. А навстречу – машин десять.
Россияне отнеслись с пониманием, и после заполнения миграционных карт нас тут же отпустили обратно. Украина тоже не стала чинить препятствий – езжай, коли надо.
Часа через полтора мы уже вновь проходили таможню-границу на выезд. Думалось, что вот теперь-то на нас отыграются: спросят, а что это вы туда-сюда шляетесь, везёте чего-нибудь неположенное? Когда выезжали в первый раз, видел, как белый «Опель» с российскими номерами отогнали в сторонку и водитель в присутствии сотрудника украинской таможни снимал заднее левое колесо. По какой причине, не знаю, но перспектива «разгрузить всю машину на асфальт» показалась мне реальной.
К счастью, всё прошло благополучно. На украинской таможне только спросили, сколько везу спиртного.
- Ну, бутылок 7-8.
- А сколько в машине взрослых?
- Двое. А что, много спиртного?
- Много.
- Так могу уничтожить на месте!
«Уничтожать на месте» не потребовалось, таможенники рассмеялись и пропустили.
Это лишь пара конкретных, причём благополучных ситуаций. Но их может быть великое множество. Так что перед поездкой на Украину не поленитесь узнать, что и в каких количествах можно ввезти и вывезти. Не буду вдаваться в подробности, на одном из сайтов, есть достаточно подробная инструкция по пересечению российско-украинской границы на автомобиле.
Асфальт – брызги шампанского
Украина встретила нас ужасным асфальтом. К этому легко привыкнуть и приспособиться, это можно даже и не заметить, если ехать по международным магистралям.
Главное, в сторону не сворачивать. А нам как раз пришлось поколесить по Донбассу. 50-километровый отрезок от границы: Червонопартизанск – Свердловск – Ровеньки – Антрацит на атласе обозначен как «главные дороги с твёрдым покрытием». Покрытие твёрдое, но крайне дырявое. В одном месте встретились дорожники, которые проводили ремонт, и ямы были аккуратно вырублены в полотне, словно форточки, окантованы чем-то чёрным вроде битума, а потому заметны.
Это обрадовало: делают всё-таки дороги. Но проехали километра 3-4, окантовка посерела, очертания «вырубленных» ям округлились, а их количество заметно прибавилось. Видимо, в каком-то году готовились к ремонту, но не судьба. Поездка стала напоминать игру в «тетрис», когда на большой скорости в дефиците времени увёртываешься от набегающих преград.
Но в игре «несколько жизней», а тут достаточно влететь одним колесом – и «гейм овер». Так что разгоняться не пришлось, приноровились ехать 50-60 км в час. Когда выехали на трассу Ростов – Харьков, дорога стала лучше, но после Дебальцево свернули на Артёмовск – и снова «тетрис».
Про город Артёмовск я знаю одно: здесь ещё в сталинские времена был построен уникальный завод шампанских вин. Его цеха расположены глубоко под землёй в гипсовых штольнях, где зимой и летом одна температура и влажность, подходящая для производства игристых вин по классической бутылочной технологии.
«Весь цикл производства расположен в сказочных пещерах на глубине более, чем 72 метра, а вся площадь пещер простирается на 26 га. Более 30 млн. бутылок игристого, как минимум три года одновременно хранятся здесь, и ждут своего времени», - говорится на сайте завода. Сейчас это одно из крупнейших подобных предприятий в Европе и национальная гордость Украины.
Но, судя по дорогам, об этом не скажешь. Мы въехали в город по трассе, словно «взорванной шампанским», проехали заводские кварталы со множеством припаркованных фур, ожидающих погрузки. Далее указатели увели нас на объездную, в тенистые кварталы частного сектора. Мы не раз хотели остановиться, чтобы спросить у людей: неужели эта грунтовка с островками доисторического асфальта когда-то выведет нас на дорогу?
К слову, когда она нас всё-таки вывела, больше такой асфальтовой разрухи мы не видели. Наверно, потому что уже не сворачивали с магистралей. На Донецк и далее на Мариуполь дорога вполне нормальная, а на Бердянск-Мелитополь-Джанкой можно мчаться с ветерком.
Если ГАИ не остановит.
А ты не нарушай
Украинские гаишники наши российские номера в упор не видели. Причина проста и банальна: я не нарушал правила дорожного движения. То есть почти не нарушал. По крайней мере, старался.
Было всего два случая, когда нам уделили заслуженное внимание, и то когда мы уже проехали всё южное побережье Крыма, от Симеиза до Феодосии, и возвращались обратно.
Проехав всю Арабатскую стрелку (это отдельная история) и заехав в Геническ, на одной из развилок (а она там всего одна), я не сориентировался в указателях. Направо предлагалось поехать в небольшой посёлок Фрунзе, налево – в Симферополь и Запорожье. А нам надо было в Мелитополь!
Если заглянуть в атлас, то окажется, что обе дороги различаются только нюансами, и нам, в общем, без разницы. Но в беседах с женой пошли рассуждения, как ехать удобнее, перекрёсток приближался, и я на ходу принял решение, которое не совпало с дорожной разметкой.
Дорога была пустой, но перестроение произошло прямо на глазах у инспектора. Ну, я так и объяснил: поспорили, не разобрался. Инспектор говорит: так, если бы всё нормально было, я бы и не останавливал! В ответ я только согласился, пожал плечами и обещал быть внимательнее. И мне вернули документы.
Спустя несколько часов, уже к ночи, на окраине Мариуполя я проехал перекрёсток на красный сигнал светофора. Вернее, зелёный стал мигать и меняться на жёлтый, я тормозить не стал, благо слева-справа было пусто, и только успел заметить, что за спиной уже красный свет, как из кустов вышел инспектор.
Диалог был короткий – в машине старший, с ним и разговаривайте. Вот сейчас он выпишет штраф, не выпустят в Россию, пока не оплатите.
Я не стал «качать права», говорить, что «не выпускать не имеют права», не стал указывать на недостаточную освещённость места, всматриваться в номера жетонов, жаловаться на отсутствие денег, умолять войти в положение.
Просто сел в машину к старшему и попросил оформить нарушение быстрее, поскольку тороплюсь на АЗС, где час назад забыл банковскую карточку. Инспектор только спросил: «И сколько там денег?» Я ответил, что все. Тогда он отдал мне документы – езжай, возвращай пропажу, только аккуратнее.
В общем, в отпуске мы потратили все деньги, что у нас были. Но, проехав в общей сложности почти 4 тысячи километров, мы не заплатили ни одного дорожного штрафа.
Владимир ГУРЕЕВ, фото автора
Продолжение следует
|