Важное историческое событие, имя героя или дата глобального открытия будут жить, пока о них будут помнить всё новые и новые поколения людей. Помнить и чтить точно так же, как их отцы и деды. Совсем скоро Россия, да и весь мир, готовятся отметить 50-летие первого полёта человека в космос. Запланированы сотни встреч, конкурсов и мероприятий. Но что знают сегодняшние дети о «космической эре» нашей страны? На этот вопрос попыталась ответить внештатный корреспондент «Воложки» Ольга Мохунь, проведя опрос в Баскатовской школе.
Кто такой Гагарин?
О том, кто такой Юрий Гагарин, знают все без исключения опрошенные: «Это первый космонавт, самый известный в мире, родился в 1934 году, учился в Саратовском индустриальном техникуме, был лётчиком-испытателем, женился на Валентине Горячевой, имел двух дочерей, ему поставили памятник на месте приземления под Энгельсом». Но есть и ошибочные ответы – «Он первый, кто полетел на Луну (так ответили несколько человек!), полетел в космос и погиб от птицы, попавшей в пропеллер». Некоторые ребята почему-то уверены, что впервые Юрий Гагарин полетел в космос на корабле «Восход» 55 лет назад. Что ж, современным детям не откажешь в фантазии, хотя и в точности знаний тоже: Виолетта Абросимова помнит, что «перед полётом Гагарин сказал «Поехали!», а Анастасия Федина вычитала, что легендарный соотечественник был награждён Звездой «Героя Советского союза».
В целом об истории космонавтики ученики лишь наслышаны: о Циолковском (не уточняя, кто это, иногда полагая, что это космонавт), о Белке и Стрелке, первых полетевших в космос в 1960 году, о том, что в космосе нет воздуха, и находиться там можно только в специальных костюмах.
На вопрос: «Мечтали ли вы когда-нибудь стать космонавтом?» отвечали преимущественно односложно «да» или «нет», примерно в равных соотношениях. Но было и несколько подробных рассказов: «очень бы хотелось стать космонавтом и посмотреть на звёзды вблизи. А на нашу планету – издалека, ведь когда смотришь по телевизору, всё равно не так интересно, как в реальности».
Ну а пересечь на ракете за земную орбиту в качестве космических туристов решились бы далеко не все, да и то в условиях полной и гарантированной безопасности.
Космос как мечта
Практически все школьники знают, что благодаря развитию космонавтики человечество достигло больших успехов: сотовая связь, цифровое телевидение, интернет – без этого мы уже не представляем своей жизни. Кроме того, мы чуть приоткрыли тайны Вселенной, совершили много открытий.
Гриша Куценко из 11 класса пишет об исследованиях космоса как о возможности обрести новый дом в огромном неизведанном пространстве: «Для человека, родившего на Земле, планеты, висящие в чёрном бархате вакуума – словно исполинские ягоды черники, а красота космоса – просто незабываема. Равно как и вид огромных лугов, земных лесов или же морского берега действуют на людей, которые живут на станции или, например, на Луне. Многие люди, родившиеся в космосе, видели Землю лишь в иллюминаторе или по телевизору. Космос уже привычный, не такой чужой, как казался первопроходцам. Хочешь увидеть тайны Марса? Пожалуйста. А когда побываешь везде, где хотел, тебе станет скучно, и ты полетишь куда-нибудь ещё, в поисках новой жизни.
Так и с человечеством. Построив невиданный доселе корабль, поставив двигатель помощнее, человек покинет родной дом и полетит через всепоглощающую бездну космоса. А добравшись, заселит найденный мир, облетит его окрестности и вновь решит, что ему скучно – опять корабль и движок посильнее, и опять в путь, ещё дальше, туда, куда не добралась оптика мощнейших телескопов и локаторов. И так снова и снова, пока не найдёт подходящего места и не успокоится на какое-то время».
Как возродить кружок?
К сожалению, далеко не все такие мечтатели и романтики, как Гриша. Для кого-то космос – пустой звук, это было понятно из ответов: «нет, ничего, не знаю, не хочу».
И это несмотря на то, что в Баскатовке на протяжении десятилетий действует авиамодельный кружок, где есть возможность не только восполнить пробелы в теоретических знаниях, но и самим научиться делать макеты самолётов, ракет, летающих тарелок.
Но посещаемость кружка уже не та, что была раньше. Детей сюда год от года приходит всё меньше, и руководитель Николай Михайлович Лужецкий прилагает максимум усилий, чтобы заинтересовать детей: придумывает новые виды моделей, возит ребят на разные конкурсы, ищет необходимые детали и материалы буквально по крупинкам – покупать-то не на что. Здание, где занимаются кружковцы требует ремонта. Всё что может предложить руководитель – это творчество и один станок на всех. Современного ребёнка этим привлечь трудно.
Николай Михайлович давно на пенсии, но пока продолжает работать, а вот на смену себе никого найти не может: «Если никто не захочет вести авиамодельный кружок, придётся его закрыть». А жаль.
Потому что только мы, взрослые, можем не допустить того, чтобы дети перестали гордиться нашей историей и забыли о том, кто такой Гагарин.
|