Как-то от скуки я попыталась систематизировать воду, падающую с небес, по временам года и ассоциациям. И вот осенний дождь навеял мне мысли о давней старине и забытом голландском мастере, который в своих простых по сюжету картинах воспел обычную повседневность и домашний быт, с необычной поэтичностью показал суть единства человека и окружающей его среды. Ян Вермеер – он прожил в небольшом городке возле Гааги всего 43 года, познал взлёт и забвение, умер в нищете и был «открыт» вновь спустя два столетия. И в каждой из его картин – загадка.
Неторопливо перестукивают капли по подоконнику, а мне слышится спокойный голос неведомого рассказчика. Он повествует о таком же, как сегодня, сентябрьском утре, где-то во второй половине XVII века, Голландия, городок Делфт.
Художник вошёл в свою мастерскую и приник к окну, заворожённый цветами неба – в вышине переливались жемчуга. Оттенки серебристо-серого, лилового и чуть-чуть розоватого в том месте,
«Улочка Делфта»,
Ян Вермеер, 1658 г.,
Рейксмузеум, Амстердам
В творчестве художника
есть также несколько
городских пейзажей
где солнце пытается бороться с дождевой тучей. В воде канала, протекающего вблизи дома, отражается торговец, он давал зелень и птицу для натюрморта и теперь явился за долгом. Натюрморт съеден ещё на прошлой неделе, как только переместился на холст. А теперь настала пора платить по счетам.
Хозяйка, накрывшись тёмной шалью, отчаянно бранится с торговцем на крыльце. Увы, в кошельке едва наберётся на пучок петрушки. Заказчики картин помалкивают или передают через слуг, что больны и не могут принять. Так что все зависят друг от дружки: художник от заказчиков? торговец зеленью от художника. А небо так и просится на холст, несколько метров которого тоже взяты в долг.
Но вернёмся в наше время…. Жизнь под дождём призрачна. Всё вокруг зыбко и нереально. Кажется, что все люди попрятались от непогоды, уткнулись носами в телевизоры и, расслабившись, потягивают горячий чаёк. Иногда я тоже люблю зарыться во
«Кружевница»,
Ян Вермеер,
1669-1670 гг.,
музей Лувр, Париж
флисовый плед, включить какой-нибудь старый добрый фильм и отпустить волю в свободное плавание. Никто не должен тревожить меня в эти священные минуты. Телефон отключен. Меня для целого мира просто не существует.
Но в День Переливающихся Жемчугов, когда дождь стоит под окном с руками, полными подарков, разве можно оставаться дома! Я надеваю крепкую обувь, беру свой верный зонт и мчусь вниз по лестнице, точно на свиданье.
Подарок первый. На меня обрушивается запах мокрой земли и горькой, опавшей листвы. Это лучше всех французских духов! Как жаль, что ни один парфюмер на свете не ищет формулы для создания, вернее – воспроизведения этого волшебного запаха. Ведь придумали же химические аналоги ароматов хлеба, шоколада, сена. А я бы стала первой покупательницей духов под названием «Дождь». И, может быть, единственной.
Подарок второй. Стук капель, падающих на зонт, постепенно начинает складываться в мелодию. И никогда она не бывает одинаковой! В зависимости от настроения я могу быть просто слушательницей, а могу стать соавтором дождя. Для этого нужно лишь не лениться и вовремя схватить за хвостик юркие строчки. Они, конечно, не спешат ко мне, то и дело увиливая. Бывает, что удачно прикидываются колючим ёжиком каштана, прячутся в рябиновой кисти или накрепко прицепляются к деревянному замшелому забору. Оторвать их от него, одновременно придерживая плечом зонтик, задача не из лёгких. Зато, наполнив строчками карман плаща, можно приступать к сочинительству.
Как это делается? Так и быть, поделюсь секретом. Это похоже на сшивание пледа из разноцветных лоскутков. Основа уже есть – это мелодия дождя. К ней крепкими нитками крепится сначала одна строка, та самая, которой не сидится без дела в кармане. Пошарив рукой, достаёшь вторую, примериваешь её к первой и ждёшь, когда они найдут общий язык. Ни в коем случае нельзя допустить диссонанса, иначе вся работа пойдёт насмарку. Между прочим, при неудаче может рассердиться и сам дождь. Промолвив с досадой: «Да тьфу на тебя, неумеха!», он превратится в ливень, и тогда считайте, что день не удался. Хитрюги-строчки прекрасно знают об этом, а потому измываются, как хотят. Но у меня уже есть опыт. Думаю, что дождь горд нашими совместными работами. Правда, обнародовать их мы не спешим. Зачем? Пусть они останутся нашей маленькой музыкальной тайной.
В моём календаре День Переливающихся Жемчугов не стал единственным. Периодически он повторяется, приблизительно раз пять-шесть в год. Обычно в начале осени или поздней весной. О том, что он грядёт, я узнаю ночью. Раздаётся негромкий стук в окошко, я выглядываю и киваю головой мальчику-дождю. Он приближает своё лицо к стеклу, смешно расплющивает нос и гримасничает. Он всегда юн и бесшабашен. Иным и не бывает. И даже трудно себе представить, что он может состариться. В отличие от меня…
Ян Вермеер (1632–1675) – голландский живописец, мастер жанровой и пейзажной композиции. Его картины с одним или несколькими персонажами в тщательно прописанных домашних интерьерах богаты светом, тенями и деталями, и всё вместе это создаёт общий лирический настрой сцены и передаёт душевное состояние героев.
Последние годы жизни художника пришлись на начало франко-голландской войны. Спрос на картины упал, финансовое положение художника обрушилось, он жил в долг, чтобы прокормить семью, в которой было одиннадцать детей. Возможно, эти тяготы ускорили приближение смерти. Ян Вермеер умер по нашим меркам в самом расцвете сил, ему было 43 года.
Современники не оценили мастерство художника, его имя и картины были надолго забыты и «открыты» вновь лишь в 1866 году, благодаря изыскательской деятельности критиков и историков.
Искусствоведы долгое время вели поиски неизвестных картин Вермеера. Огромная ценность этих работ стала причиной появления в 1930-х гг. целого ряда удачных подделок, некоторые из которых были приобретены руководителями Третьего рейха.
На сегодня достоверно подлинными считаются 35 картин Вермеера и ещё по 5-ти ведутся дискуссии. В России картин Вермеера нет.
До нас не дошли достоверные данные об облике художника. Считается, что на одной из картин («У сводни», 1656 г., картинная галерея, Дрезден) среди персонажей Вермеер изобразил свой автопортрет. На этой картине художник отметил своё присутствие иначе: если всмотреться, то в зеркале отражается не только лицо девушки, но и угол покрытого ковром стола и мольберт художника
Иллюстрации с сайта виртуального Художественно-исторического музея smallbay.ru