Покровский Вячеслав ВладимировичРодился 22 марта 1947 года, уроженец Брянской области, с. Асовица. Трудовую деятельность начал в 1965 году токарем на Брянском машиностроительном заводе.
— Двигатели я видел ещё в детстве. Родители возили меня на лето к родственникам в Москву, и там меня отец на корабле водил в машинное отделение. Я и в техникум поступил на специальность «двигатели внутреннего сгорания». Правда, учёба вскоре прервалась: призвали на флот, приходилось ходить на больших кораблях в автономное плавание, высаживаться десантом. Учёбу в техникуме заканчивал уже после демобилизации. После окончания Брянского политехнического техникума направлен для работы на Балаковский машиностроительный завод им. Дзержинского в качестве слесаря экспериментальной лаборатории.
— Тогда было распределение, и я мог выбрать Волгоград, а можно было остаться и в Брянске. Но куратор нашей группы Виталий Гаврилович Столбников сказал, поезжай в Балаково, это Венеция на Волге. У нас, на Брянщине лучше знают Белоруссию и северную Украину, Харьков вообще как свой город. А тут даже не Саратов, а ещё дальше, Балаково. Но сказали: Венеция, романтика! Конечно, я поехал.
Корр: Оправдались романтические ожидания?
— Когда сошёл с женой с автобуса, после свадьбы, в лаковых туфлях, посмотрел на эту Венецию. Грязь по колено, автобусы не ходят, вокзал в поле, а вдалеке виден город – пыль, грязь. Это был 1970 год. Ну, ГЭС уже заканчивали, а начинали строить Химволокно, нынешний завод химических удобрений, завод резинотехнических изделий на моих глазах строился. Какая уж тут романтика. Но это была хорошая школа для работы.
Без отрыва от производства с отличием окончил Балаковский филиал Саратовского политехнического института. Работал начальником инструментального цеха, энерго-механического цеха, главный механик завода, замдиректора по производству. В июле 1986 года В. Покровский переведён в Маркс на должность директора завода «Коммунист».
— Это были уже годы перестройки, но сохранялась ещё советская атмосфера. В стране функционировали все дизельные заводы: в Ленинграде, Брянске, Свердловске, Первомайске, Балаково, Пензе, Хабаровске, Горьком. И все получали топливную аппаратуру от нашего завода, цеха работали на всю катушку. У нас был большой коллектив и огромная территория, со своими коммуникациями, электрическими сетями, своё ЖКО было у завода, жильё по ул. Куйбышева, Заводская, Фабричная, детский сад, клуб, стадион. Государство выделяло средства на жилищное строительство, решая тем самым социальные вопросы. Последний дом, уже при мне, мы сдали в 1988 году по ул. Кирова, д. 88, напротив кулинарии. В 1990-м году мы торжественно отметили 110-летие завода, а на 115-летие уже пришлось обойтись без торжеств. ОАО «Волгодизельаппарат»
В 1880 году братья Шефер организовали кустарные мастерские, которые спустя 7 лет стали фабрикой по изготовлению сельскохозяйственных машин и орудий: сеялок, плугов, прососушек, соломорезок, веялок.
В 1918 году, после национализации фабрика стала государственной, в гражданскую войну здесь выпускали фуры, сёдла, подковы.
В январе 1922 года предприятие переименовывают в завод сельхозмашиностроения «Возрождение», и в 1922-1923 гг. здесь осваивается производство нефтяного двигателя и трёхколёсного трактора конструкции Якова Мамина.
В 1928 году производство тракторов передаётся в Ленинград на завод «Красный путиловец». В 1932 году завод получает новое имя – «Коммунист», которое в 1942 году временно шифруется под номером – 45. Завод №45 передаётся министерству танковой промышленности и выпускает снаряды, мины, авиабомбы и миномёты для фронта, а также дизели для подводных лодок.
В период с 1944 по 1977 годы завод «Коммунист» входит в состав разных ведомств – «Главрыбосудомотор» министерства рыбной промышленности, «Главлокомобильдизель» минтяжмаша, «Главдизель» министерства транспортного, а затем тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР.
В 1977 году завод «Коммунист» вошёл в производственное объединение «Сардизельаппарат». К этому времени 14 изделиям завода присвоен государственный Знак Качества, а в 1980 году за производственные заслуги завод награждается Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1986 году завод входит в ПО «Волгодизельмаш», начинается серийное производство топливных насосов нового поколения для «БелАЗов», тепловозов и буровых установок, ведётся большая реконструкция заводских корпусов
В 1991 году минтяжмаш СССР преобразовывает завод «Коммунист» в ПО «Волгодизельаппарат», в 1993 году это уже АООТ, а в 1996 году организационно-правовая форма меняется на «Открытое акционерное общество».
— Время было трудное, начинался бартер, деньги исчезали и исчезли потом вообще. Люди не понимали, что происходит, куда движется всё, и мы не понимали, никто не понимал. Началась приватизация. Самые мощные предприятия уже стояли на пороге краха, крупные дизельные заводы погибали.
Чтобы не потонуть в этом бушующем море, в 1989 году мы вышли из объединения «Волгодизельмаш», куда входило ещё два завода – Балаковский и «Сардизель». Мы стали самостоятельными, но цену этой свободы мне как-то в разговоре пояснил министр тяжёлого машиностроения СССР Владимир Макарович Величко. Он сказал: вы получили свободу, но всё остальное отдадите.
Так и вышло. Вот было время! Уже не было старых управлений, а новые ещё не состоялись. Это как лёд весной: тает – ходить уже опасно, а плыть нельзя – вода ещё не вскрылась. Все думали, что это в шутку, что пройдёт. Оказалось, не пройдёт. Балаковский завод трижды банкротился, трижды менял хозяев, «Сардизель» дважды. Чтобы избежать судьбы наших коллег, в 1993 году мы приватизировались по третьему варианту*, и это сыграло положительную роль в судьбе завода.
Мне было тоже тяжело, но у директора другая ситуация, он у руля, и поэтому всё равно знает, куда придётся поворачивать, и где, по его ощущениям, будет препятствие.
А людям оставалось только надеяться, что директор и команда правильно выведут. Но если зарплату не платят 8 месяцев, то это неправильно, так? И когда ты ходишь по цехам, а тебя за воротник хватают… Была и такая страница в нашей истории. Это было начало 90-х годов.
Но даже тогда мы отмечали День завода. Когда денег не было, мы раздавали пайки, свою продукцию и обменную, был бартер
* По третьему варианту приватизации группа работников предприятия, с согласия коллектива брала на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства, то есть за дальнейшую судьбу завода. По официальным данным, по третьему варианту пошло всего лишь около 1,5% от общей численности приватизировавшихся государственных и муниципальных предприятий, в основном представлявших собой компактные юридические лица.
|