Тема реферата саратовского школьника вошла в топ новостей информационных агентств и стала отправной точкой для широкой дискуссии о возможности подъёма со дна Волги уникального корабля.
Уникальный корабль – это «Саратовский ледокол», первый в мире серийный пароход, предназначавшийся для колки льда, и первый ледокол в России. Четверть века или даже больше он покоится на дне у причальной дамбы рядом с автомобильным мостом Саратов-Энгельс с энгельсской стороны. А когда-то на нём держалось всё железнодорожное освоение Заволжья и Казахстана.
Из двух половинок
Речной корабль ледового класса для Волги был построен в 1895 году в Англии.
При этом инженеры решили сложнейшую для своего времени конструктивную задачу: 45-метровое судно должно было разделяться на две продольные части, чтобы в таком разобранном виде пройти через шлюзы Мариинской водной системы (Волго-Балтийский водный путь).
Удивительно ещё и то, что ледокол понадобился вовсе не речникам, а…. железнодорожникам. Дело в том, что «железку» к тому времени уже протянули от Москвы и Рязани до Покровска. Строительством занималась крупная компания «Общество Рязанско-Уральской железной дороги». Но чтобы идти дальше, нужен был мост через Волгу.
Договориться с властями Саратова о совместном финансировании этого колоссального проекта не удалось, и РУЖД пришлось организовывать паромную переправу, которую зимой обеспечивал бы ледокол. В техническом задании указывалась, что он должен был прокладывать парому путь «через сплошной лёд толщиною до 28 дюймов, или через движущийся лёд любой толщины».
Моду в судостроении тогда задавала Великобритания, и в мае 1895 года на одной из верфей в Ньюкасле российский заказ был исполнен.
Соединяя берега
Добравшись из Ньюкасла до Санкт-Петербурга, затем через шлюзы от Балтики до Волги, а там и до Саратова, в конце 1895 года корабль получил название «Саратовский ледокол» и включился в приготовленный для него трудовой график.
В ледостав он проводил железнодорожные паромы от Увека до Сазанки, весной чистил Волгу ото льда вниз по течению, по «высокой воде» уходил в Астрахань, откуда в качестве буксира тащил караваны нефтяных барж, летом становился на ремонт, а осенью опять запрягался в работу.
Дважды ледокол превращали в боевой корабль, устанавливая на него пушки и пулемёты. В Гражданскую войну он принимал участие в подавлении мятежа эсеров в Вольске и Балаково, а в Великую Отечественную снабжал боеприпасами и продовольствием осаждённый Сталинград. Кстати, вниз по Волге он ушёл ещё в 1935-м: после того, как в Саратове железнодорожный мост построили, пароход откомандировали обеспечивать такую же паромную переправу на Сталинградской железной дороге. После войны ледокол остался там же на строительстве Волжской ГЭС.
В 1950-е годы в акватории Саратова появились новые дизель-электрические ледоколы, носившие названия рек: «Волга», «Дон», «Кама» и другие. Но из-за сравнительной лёгкости им было трудно справляться со льдами толще полуметра. Тут и пригодилась массивная конструкция их предшественника с его тяжёлыми паровыми машинами.
Старый ледокол вернулся в родной порт в 1960-е для участия в сооружении автомобильного моста между Саратовом и Энгельсом. А когда мост построили, морально и физически устаревший пароход пришвартовали к причалу Мостоотряда №8 в Энгельсе.
Затонувшая история
Списанный в утиль корабль планировали разрезать на металлолом – обычный финал для старых железяк. С него сняли всё оборудование и начали резать, но неожиданно корабль затонул, по одним сведениям в январе 1969-го, по другим в 1986-м.
О причинах тоже нет достоверной информации. По одной из версий судно набрало воды, просело, накренилось, его не смогли вытащить на берег и потому утопили. По другой версии его «нечаянно» погубили охотники за цветметом, которого на дореволюционном корабле было множество: паропроводы из красной меди, гребные винты из латуни, водяные трубы из свинца, даже гайки из бронзы.
Славная трудовая и боевая судьба Саратовского ледокола завершилась печально и в буквальном смысле канула на дно. В 90-е годы были идеи поднять затонувший корабль, но инициатива не получила широкой поддержки, денег, как всегда, не нашлось.
И вот неожиданно история необыкновенного парохода всплыла из небытия благодаря обыкновенному школьнику. Учащийся 9-го класса Саратовского лицея прикладных наук Егор Кругляк подготовил к научно-практической конференции школьников в СГТУ реферат о «Саратовском ледоколе».
Казалось бы, реферат и реферат, много таких. Материалы для банального пересказа судьбы корабля можно нарыть в интернете за полчаса. Но подросток пошёл дальше, и теперь его собственные исторические находки цитируют СМИ и в интернете. И это необычно.
Юный исследователь
Саратовский школьник по-настоящему увлёкся раскапыванием истории ледокола.
Информацию он собирал по крупицам целый год: встречался с последними живыми свидетелями давно ушедшей эпохи, выкладывал фото и ссылки на своей страничке ВКонтакте, завёл там тематическую группу «Саратовский ледокол», на лодке вместе с взрослыми посещал место затопления, вошёл в переписку с преемниками завода-изготовителя в Ньюкасле.
Англичане не отмахнулись от пытливого школьника, а прислали ему копии чертежей, по которым юный исследователь смастерил модель легендарного судна. Вместе с текстом реферата он передал её в экспозицию Саратовского музея речного флота.
И всей этой титанической для школьника работой Егор Кругляк вернул к жизни идею подъёма и реставрации корабля. Вот вывод, который он делает в своём реферате: «Подъём и восстановление Саратовского ледокола сыграют важную роль в патриотическом воспитании, восстановлении исторической памяти жителей нашего города, а также будет способствовать расширению туристического пространства нашего города, привлечению жителей других областей».
Свою изыскательскую работу Егор продолжает и сейчас. Буквально на днях он разместил на страничке группы «Саратовский ледокол» ВКонтакте новую раритетную фотографию, а также отметил место затопления на народных картах Яндекса.
Подарок под ногами
Сообщение о забытом ледоколе тут же было растиражировано информагентствами и вызвало широкое обсуждение – как в соцсетях, так и на площадках СМИ.
Вот мнение председателя областного Комитета общественных связей и национальной политики Бориса Шинчука, которое цитирует Приволжское агентство деловых новостей:
- В своё время я предлагал создать музей Волги: отреставрировать большой колёсный пароход, поставить его на прикол на Набережной, чтобы он красиво и внушительно смотрелся на фоне букв «Саратов», и открыть там музей, который рассказал бы, какие нити связывают наш город с великой русской рекой. И эта новость про ледокол очень интересная и перспективная. Особенно ценно, что это настоящее судно, а не копия. Важно понять, в каком состоянии ледокол сейчас. Но как наша память, наша история и, наконец, как объект внутреннего туризма – это чрезвычайно ценная находка.
Эмоционально отреагировало на эту новость руководство самарского туристического холдинга «Волга-Круиз-Сервис», чьи корабли возят туристов маршрутами выходного дня из Самары к нам в Хвалынск, Балаково, Усовку. Гендиректор компании Сергей Рыжов заявил:
- Ничего себе! Первый в мире ледокол, а мы ничего об этом не знаем! Вам нужно раскручивать эту находку в федеральной прессе, быстро всё обследовать, сосчитать и подать заявку в федеральную программу. Сейчас каждый регион ищет свои фишки, Ульяновск прорабатывает идею Музея советской империи и уже наводит мосты в Китай по линии развития коммунистического туризма. А у вас такой подарок судьбы чуть ли не под ногами валяется.
Подъёмная сила
Поднять и отреставрировать ледокол – давняя мечта ветеранов-речников, создавших в Саратове общественный Музей речного флота: вот бы его разместить на настоящем историческом корабле.
Очертания корпуса в воде хорошо видны, глубина на винте около 9 метров, конструкция значительно облегчена, так как двигатели сняты. Дело за водолазами и подходящим плавучим краном. Кран есть в речном порту Саратова, осталось найти деньги на проведение работ.
Если верить комментариям к интернет-публикациям, то зацепить тросы и размыть водяной пушкой грунт под судном – это пара дней. Вместе с работой специального крана операция по подъёму обойдётся в 1,5 млн. рублей или больше. Плюс реставрация.
Председатель комиссии Общественной палаты Саратовской области по экономическому развитию и предпринимательству Михаил Волков считает, что цена вопроса, которую называют в дискуссиях, вполне подъёмна для саратовских бизнесменов:
- Как объект туризма такой уникальный объект имеет прекрасную перспективу, в том числе коммерческую. Если судно можно поднять и отреставрировать, то первый ледокол – это очень хороший шанс, за который должны ухватиться и бизнес, и власти.
Интересно, что в конце XIX века пароход первоначально понадобился железнодорожникам, но в течение всей жизни исправно служил и речникам, спасая корабли из ледового плена или открывая им навигацию. В начале XXI-го он не нужен ни тем, ни другим – ни поодиночке, ни сообща.
На вечной стоянке
Впрочем, если речники и железнодорожники вдруг договорятся или темой реставрации заинтересуется власть или бизнес, им есть, где брать пример: в Иркутске уже давно есть ледокол-музей, и у него много общего с нашим.
Это ледокольный корабль на паровом ходу «Ангара», который так же, как и саратовский, был изготовлен в Ньюкасле, но чуть позже. Так же, как и в Саратове, заказчиком выступили железнодорожники, которым ледокол был нужен для паромной переправы, пока вокруг Байкала строилась обводная дорога. Как и наш, иркутский ледокол и поработал, и повоевал, только поменьше, поскольку в 1929-м едва не затонул в результате кораблекрушения и долго стоял на ремонте.
В 1962-м корабль списали и поставили в отстой, некоторое время его использовало местное отделение ДОСААФ, а в 1975-м ледокол тоже хотели разрезать на металл, но при переводе в порт судно село на мель и в мёртвом полузатопленном состоянии простояло 12 лет.
Новая жизнь корабля началась в 1987 году, когда по инициативе Всероссийского общества охраны памятников было решено его восстановить. После трёх лет реставрации корабль-музей «Ангара» встал на вечную стоянку у причала на Иркутском водохранилище.
Сейчас это самый старый из сохранившихся ледоколов в мире, поскольку был спущен на воду в 1900 году. Наш на 5 лет старше, но он на дне Волги.
Владимир Гуреев, Максим Андреев, «Деловой Маркс»
Владимир Гуреев, marksianin.ru
|