Уходящее лето стало для марксовской хоккейной команды «Экзист» временем жарких ледовых баталий за кубки сразу двух саратовских хоккейных лиг. В одной лиге наши парни уже завоевали бронзу, а в другой только что вышли в полуфинал, и прямо сейчас – на этой неделе – их борьба обретает наивысший накал.
Заведомо неравный характер ледовой борьбы придаёт успехам марксовских хоккеистов особую ценность.
Во-первых, они пришли в хоккей уже будучи взрослыми, не имея хоккейной подготовки, и для таких любительских команд предназначен 3-й дивизион. Но «Экзист» вышел «наверх» и скрестил клюшки во 2-м дивизионе, где играют те, кому хоккей знаком с детства.
Во-вторых, летний лёд стоит дорого, да и Маркс – не Саратов, и у наших игроков просто нет ни времени, ни денег тренироваться, даже если впереди полуфинал.
И, наконец, в самый разгар сезона нашу команду постигла неожиданная и сокрушительная потеря – в ДТП погиб один из самых молодых и перспективных игроков, нападающий Владислав Новиков, а его младший брат, вратарь команды Вячеслав Новиков получил серьёзные травмы. Эта трагедия произошла 25 июля, когда в Саратове должен был пройти очередной матч с участием «Экзиста», и унесла жизнь ещё одного человека – Екатерины Ослоповской, которая не пропускала ни одной игры любимой команды, и которую наша команда считала своим верным другом.
О том, что значит – выходить на холодный лёд знойным летом, каково это – побеждать заведомо более сильного противника, и как команда пережила трагическую потерю своего друга – в интервью с создателем и капитаном команды «Экзист» Андреем Герасимовым.
Андрей Анатольевич Герасимов (на фото) родился в 1971 году в Казахстане. С детства занимался хоккеем с мячом, среди достижений – победа на республиканском чемпионате 1985 года в составе команды «Динамо» (Алма-Ата). Проходил сборы совместно с юношеской сборной СССР, был помощником тренера юношеской сборной Казахстана.
После службы в пограничных войсках окончил Уральский сельскохозяйственный институт. По профессии – инженер-механик, мастер буровых установок.
В Марксе с 2001 года. Продолжил заниматься хоккеем, но уже с шайбой. Один из основателей команды «Экзист», является капитаном команды, играет под 10-м номером в амплуа защитника. Вместе с друзьями по команде на собственные и спонсорские средства построил в 2006 году хоккейную коробку на стадионе «Старт». В 2007-2013 и 2014-2015 годах был директором Марксовского Дома физкультуры.
– Андрей Анатольевич, что значит – играть в хоккей летом? Есть же для этого зима…
– Ну, это в маленьком райцентре кажется диковинным, а большие города играют круглый год, потому и побеждают тех, кто каждое лето без хоккея. В нашем активе Кубок губернатора, бронза открытого Первенства Саратова и 9-е место среди любительских команд на Первенстве России. Мы бы не добились таких результатов, если бы каждое лето теряли форму. К тому же, это совершенно особое – когда ты идёшь в шортах, тащишь свой сундук с амуницией, плавишься от жары, а потом выходишь на лёд, и словно попадаешь в другое время года. Я уже не представляю, как летом не играть.
– И как часто проходят игры?
– В этом сезоне мы заявились сразу в двух лигах. Саратовский клуб любителей хоккея (СКЛХ) провёл Летний кубок, это шесть команд по три круга, то есть 15 игр, плюс полуфинал и вот, недавняя игра – за третье место, где «Экзист» победил и завоевал бронзу. А параллельно проходит Солнечный кубок Непрофессиональной хоккейной лиги (НПХЛ), в ней команд, а значит, и игр, больше, и мы тоже пробились в полуфинал, борьба продолжается.
– Это ведь не меньше, чем два раза в неделю на лёд выходить. Как получается играть с такой интенсивностью?
– Это у нас ещё нет возможности тренироваться. Получается, что любой наш матч – это и есть тренировка перед следующим. Саратовцам проще, и собраться на игру, потому что близко, и спонсоры есть практически у каждой команды. Это и энергетики, и торговые сети, и крупные коммерческие фирмы. Аренда льда плюс судейское и медицинское обеспечение, плюс табло, которое горит, секунды и счёт показывает, всё это – 5,3 тыс. руб. с команды за каждую игру. И если спонсоры оплачивают этот взнос, это ощутимая поддержка. А мы каждый раз сбрасываемся сами.
Да и просто собраться на игру бывает хлопотно. У всех работа, семья, до Саратова – тоже доехать надо. За день отправляю всем СМСки, утром жду подтверждения. Если набирается мало, пытаюсь дозвониться, объяснить ситуацию, ребята откладывают дела и едут, кто может.
– То есть, кто выйдет на лёд, становится известно только в день матча?
– Да. И из-за этого трудно заранее разрабатывать какую-то тактику игры. Всё складывается по ходу, опираясь на опыт и знание сильных и слабых сторон соперника. Хорошо, когда нам удаётся сыграть в три пятёрки, чтобы смены происходили слаженно. Но бывает, что набирается только на три тройки и две двойки, а иной раз, и по одному добавляемся во время игры. Вот тогда чаще и ловим шайбу: кто-то не сориентировался, не успел «войти» в игру.
– Но если всё так трудно, почему «Экзист» не остался в 3-м дивизионе, где мог бы чувствовать себя на равных с любителями, а пошёл во 2-й дивизион, где соперники заведомо сильнее?
– Потому что в преодолении трудностей есть и залог развития. Сейчас многие команды активно омолаживаются, а наша команда остаётся одной из самых возрастных, основным игрокам всем более сорока лет. Поэтому мы привлекаем нашу молодёжь.
В Новосельском дети много тренируются, выступают на соревнованиях, добиваются успехов в «Золотой шайбе». Мы их и ждём, ради них всё и делаем, чтобы они, когда взрослеют, не оставались за бортом. В хоккее ведь переломным является возраст 16 лет. Это ещё, по сути, ребёнок, а его уже не берут на «Золотую шайбу», и до взрослых ему ещё не дотянуться. И вот, чтобы они не уходили из спорта, мы и стараемся этим подросткам дать возможность поиграть со взрослыми. Сперва у нас, в Марксе, на льду в коробке, а через несколько лет берём и в Ледовый дворец спорта.
В игре смотришь – остались возрастные соперники, и запускаешь туда одного молодого, даёшь ему передачу, он выбегает, обводит и вот уже один на один с вратарём решает. Если бы ещё ему мастерства. А мастерству-то как раз и научиться можно только у более сильного соперника.
– Месяц назад марксовскую команду постигла страшная потеря – погиб Владислав Новиков, его брат Вячеслав получил тяжёлые травмы. Расскажите, как это восприняла команда, смогла ли справиться с таким горем?
– Влада все знали с детства. Он признавался лучшим на «Золотой шайбе», выигрывал зону «Поволжье», играл в составе сборной, занявшей 5-е место в России, единственный от Саратовской области. Это было круто. В своё время мы хотели, чтобы он продолжал тренировки в хоккейной спортшколе в Саратове, но не получилось. И вот уже четвёртый год он играл с нами, набирал форму. Тем более, когда к нему присоединился Николай Бузлаев, с которым они играли в детстве. Они вдвоём творили чудеса на льду, смотреть было приятно. А потом и брат его младший, Слава, год-полтора назад встал у нас на ворота. И вдруг такое известие.
Мы в тот день все ехали на игру. Не выйти на лёд нельзя. Не помню, с кем играли. Лично я вообще не смог играть. Помню, проиграли с небольшим счётом. Потому, что переживали и думали о ребятах. В любом перерыве выходили, звонили, узнавали, информации было минимум. Мы до сих пор играем в траурных повязках. Приняли решение, до 40 дней будем носить траур.
До сих пор тяжело осознать потерю. Но как бы ни было горько, мы сплотились. Отчётливо понимая, что по всем позициям проигрываем – и в скорости, и в мастерстве – мы, тем не менее, всё равно выкарабкались и ещё будем побеждать. И каждую свою победу будем посвящать нашему ушедшему другу.
Вопросы задавал Владимир ГУРЕЕВ
Когда верстался номер
29 августа в 21.45 марксовская команда «Экзист» вышла на лёд Саратовского ЛДС «Кристаллик» в борьбе с командой «Старт» (Саратов) за выход в финал Солнечного кубка НПХЛ. Результат игры станет известен, когда этот номер газеты уже отпечатают в типографии. Наша победа откроет марксовским хоккеистам дорогу к борьбе за 1 место.
Владимир Гуреев, marksianin.ru
|