Побывав на заводе, подростки своими глазами увидели, как паяют печатные платы, лазерный луч разрезает сталь, а из крохотных светодиодов получается мощный и экономичный светильник.
Марксовский завод «Моссар» в октябре несколько раз встречал любопытных гостей юного возраста. Это были экскурсии, проводимые в рамках профессиональной ориентации подростков. В один день на предприятие пришли воспитанники Марксовской спецшколы, в другой – студенты Марксовского политехнического колледжа.
У проходной гостей встречал заместитель генерального директора предприятия Евгений Морозов. Он провёл подростков по основным цехам и участкам, и рассказал об истории предприятия и выпускаемой продукции.
Гордость завода
Обзорные экскурсии всегда начинаются с цеха литья пластмассы. Там установлены так называемые термопласт-автоматы, в пресс-формах которых расплавленная пластмасса отливается в детали.
Работа литьевых машин автоматизирована. Каждая имеет пульт управления, с которого оператор выбирает режим, задаёт температуру плавления, усилие смыкания пресс-формы и другие параметры, контролируя весь процесс на экране монитора.
Собственное литьё – это гордость завода «Моссар». Его история в Марксе началась летом 2007 года, когда на заброшенной территории былого советского завода «Радон» московская холдинговая компания «Инкотекс» стала разворачивать мощности для массового производства электросчётчиков и кассовых аппаратов «Меркурий».
Цех литья пластмассы тогда создавался одним из первых, чтобы производство шло по полному циклу, от исходных деталей из полистирола, полиамида и других полимеров – до готового изделия. То есть начало пути всей продукции начинается здесь, с отливки крышек, корпусов, втулок и прочего. Потому и экскурсии начинаются с литья.
В 2009-м в дополнение к счётчикам и кассам «Моссар» начал выпускать светодиодные светильники «ЛидерЛайт». Возникла необходимость в крупных плоскостных деталях, таких как рассеиватели и защитные стёкла. Отливка в пресс-формах для них не годилась, и на заводе был создан ещё один литейный участок – экструзионный. Нужные детали стали делать методом экструзии, то есть, продавливая расплавленную пластмассу через формующее отверстие.
Обратив внимание, что литьевыми машинами управляют только женщины, ребята спросили, а где же тут работа для мужчин?
Пожалуйста – наладчики оборудования. Как любая техника, термопласт-автоматы тоже нуждаются в обслуживании, замене программ и режимов, запчастей и пресс-форм. Но для такой работы надо иметь техническое образование.
Можно, конечно, встать и к термопласту, обучившись непосредственно в цехе, но практика показывает, что мужчинам этот монотонный труд не по душе.
Другое дело – штамповка, резка металла, порошковая окраска корпусов и деталей, тут огромное число технологических операций, с которыми наравне справляются и мужчины, и женщины. В их распоряжении целый арсенал прессов, которые распускают заготовки на мелкие детали или гнут и режут металл для корпусов и кронштейнов светильников.
В слесарном деле напротив – одни мужчины. Но к профессиональным умениям сверловщиков, токарей и фрезеровщиков требования всегда выше, тут путь от ученика до мастера занимает годы.
Технологии XXI века
Основой всей продукции, выпускаемой заводом, являются «умные» электронные модули на основе печатных плат. Это они управляют работой электросчётчиков, электронных весов, кассовых аппаратов, чекопечатающих машин и прочих точных приборов.
Чтобы пустые и гладкие текстолитовые пластинки превратились в печатные платы, их надо оснастить множеством чипов и микросхем, соединённых между собой причудливым узором токопроводящих дорожек. Это большой кропотливый труд, и под него отведён весь первый этаж одного производственных корпусов.
Кто побывает здесь впервые, удивится, что в одном цехе «негде яблоку упасть» – вдоль длинных конвейерных лент вплотную друг к другу сидят женщины с паяльниками. А в другом, таком же огромном – почти безлюдно, и беспрерывно работают только машины.
Дело в том, что как бы ни развивалась робототехника, распайку наиболее сложных узлов даже в самых высокоразвитых странах по-прежнему производят вручную – так дешевле и эффективнее.
А вот установка всех остальных элементов автоматизирована, причём монтаж идёт с невероятной скоростью и сверхчеловеческой точностью. На «Мосаре» этим занимаются роботизированные линии поверхностного монтажа японских фирм Juki и Marantz, голландской Vitronics Soltec и немецкой Ersa, а также «умные» паяльные станции российского, тайваньского и немецкого производства.
Кстати, светодиоды для будущих светильников спаивают в единую линию эти же роботы. Но в отличие от печатных плат, тут основой является алюминиевая пластина: в процессе работы светильника она будет отводить тепло на радиатор, спасая светодиоды от перегрева.
Вот такие объёмы
В советские годы в цехах нынешнего «Моссара» работало свыше 3 тысяч человек. Это был мощный завод «Радон», оборудование которого не отставало от развития научно-технического прогресса того времени.
Но сегодняшний уровень автоматизации, дающий высокую производительность при идеальном качестве, радоновцам конечно не снился. Поэтому вдвое меньшему коллективу «Моссара» сегодня под силу выпуск колоссального объёма продукции.
Судите сами: по итогам 2017 года изготовлено 3 миллиона 534 тысячи электросчётчиков «Меркурий» пятидесяти разновидностей, от простых 1-тарифных и 1-фазных до 3-фазных многотарифных, оснащённых модулями памяти, обработки информации и передачи данных.
3,5 миллиона – это 9680 новых счётчиков в сутки, 403 каждый час, 7 штук в минуту. И это не просто много, это больше, чем делают все другие российские предприятия аналогичного профиля, вместе взятые.
К слову, 3-милионный рубеж по электросчётчикам «Моссар» перешёл ещё в 2013 году.
Но счётчики – это не всё. В 2017-м было произведено ещё и 109,9 тысяч светодиодных светильников «ЛидерЛайт». Тоже в разном исполнении – от «простых» офисных до мощных уличных, к которым предъявляются особые требования по герметичности конструкции и надёжности работы на отказ. В этом году план существенно выше.
А ещё – 72,2 тысяч чекопечатающих машин и кассовых аппаратов «Меркурий». Это и портативные, автономные, которые можно встретить в маршрутках или киосках, и универсальные, которыми оснащены крупные магазины торговых сетей.
Плюс к этому 26,6 тысяч денежных ящиков с механическими электромагнитными замками, которые сами по себе являются автономными изделиями, и могут использоваться как с портативными кассами, так и в современных платёжных терминалах.
Вот такие объёмы производства на заводе, который с 2007 года работает в нашем небольшом городе.
Линия света
В следующем году исполнится 10 лет, как завод «Моссар» производит офисные и уличные светодиодные осветительные приборы «ЛидерЛайт».
Корпуса для светильников делают при помощи мощных гибочных прессов, высокоточных машин механического и лазерного раскроя металла.
Потом корпуса поступают на участок порошковой окраски, и уже оттуда – в цех сборки, где их оснащают светодиодными модулями, источниками питания, рассеивателями, и в завершении всего запаковывают защитными стёклами.
Те приборы, которые будут служить людям под открытым небом, на ветрах, дождях и морозах, собираются особо. Они полностью пыленепроницаемые и сохраняют герметичность даже при кратковременном погружении в воду на глубину до одного метра. Это один из самых высоких классов защиты, гарантирующий нормальную работу устройства.
Марксовские светильники находят широкое применение в освещении автомобильных трасс и городских улиц, железнодорожных перронов и складских помещений, деловых офисов и школьных классов, заводских цехов и торговых залов.
К примеру, магазины таких крупных торговых сетей, как «Пятёрочка», «Спортмастер», «Остин» освещает именно марксовская светотехника. А в самом Марксе светильники, сделанные на «Мосаре», можно увидеть, к примеру, на улице Куйбышева – от въезда в город до СШ №6, или в горпарке, где они освещают новые аттракционы.
Объёмы производства в современном мире диктуются рынком. В периоды, когда поступали особо крупные заказы, «Моссар» выпускал до 16-17 тысяч светильников в месяц. Как например, в 2014 году, когда цеха, занятые в производстве светотехники, постоянно работали близко к пределу имеющихся мощностей. В итоге было собрано 165 тыс.штук.
Последовавшее за этим небольшое снижение объёмов позволило подготовиться к новому росту спроса на экономичное и надёжное светотехническое оборудование. И этот рост произошёл. В октябре 2018 года на заводе был установлен рекорд производительности – 21 тысяча светодиодных светильников в месяц. Такого ещё не было.
Это не просто много
Завершением экскурсии является цех сборки электросчётчиков. Здесь отдельные модули собирают в единое целое и упаковывают. Но перед упаковкой каждый счётчик проходит приёмо-сдаточные испытания, поскольку теперь это полноценный метрологический прибор, которому суждено многие годы проводить точные измерения.
На специальных автоматизированных стендах электросчётчики «Меркурий» калибруют, то есть проводят их точную настройку, и проверяют на работоспособность под электрической нагрузкой.
В заключение всех этих процедур каждый марксовский электросчётчик проходит первичную государственную поверку и пломбируется оттиском клейма госповерителя – Саратовского центра стандартизации, метрологии и сертификации имени Б.А.Дубовикова.
И только после этого изделие считается готовым к эксплуатации. Следующая поверка – через 10 или 16 лет, в зависимости от модели. А штампик ОТК в паспорте, которым снабжается каждый счётчик, указывает на 3-летнюю гарантию от предприятия-изготовителя – ООО НПФ «Моссар». При этом на практике марксовские счётчики ещё надёжнее, их средний срок эксплуатации составляет 30 лет.
Когда воспитанники спецшколы зашли в цех сборки электросчётчиков, тут как раз вывозили готовую продукцию. Увидев множество паллет с надписью «Меркурий» на картонных коробках, подростки поинтересовались, много это или мало.
Замдиректора Евгений Морозов, проводивший экскурсию, обратил их внимание на большой настенный монитор, показывающий цифру 289714 – это количество счётчиков, которые заводу необходимо произвести в октябре.
И это не просто много. Это больше, чем на любом другом российском заводе аналогичного профиля. Так что готовую продукцию вывозят из цеха постоянно, иначе она всего за пару дней наполнит его до самой крыши.
Завод, который всегда рядом
Марксовский политехнический колледж и завод «Моссар» стоят, что называется, окна в окна. Но когда старшекурсники факультета «Компьютерные системы» прошли по цехам, они открыли для себя много нового, потому что о высокой степени автоматизации и масштабности производства, которое у них всегда под боком, они до этого просто не задумывались.
Придя на экскурсию чуть раньше назначенного времени, они сбились весёлой галдящей стайкой напротив проходной и, задрав вверх свои любопытные взгляды, стали обсуждать заводскую эмблему, которая венчает стоящее перед ними двухэтажное гладко оштукатуренное здание.
Про Москву и Саратов, зашифрованные в больших буквах названия «Моссар», они знали и раньше, а вот композицию из 16 цилиндров, похожих на маленькие тугие барабаны, всегда воспринимали как обычное украшение, и усмотреть в них стилизованные светодиоды – основу выпускаемых на заводе осветительных приборов – просто не догадывались.
Оно и неудивительно. «Моссар» стоит на окраине, за ним всё кончается, дальше чистое поле, и подросткам здесь, в общем, делать нечего. Разве что мимо проходной стали ходить, когда невостребованный городом Дом культуры «Кристалл» приспособили под кинотеатр.
И то, «Моссар» для подростков – это, скорее, «какой-то завод» рядом с Кинотеатром, а не наоборот. Ведь при их только начинающейся жизни «кина» в Марксе не было. А завод был всегда, раньше – «Радон», теперь – «Моссар», он привычен, как воздух, как что-то само собой разумеющееся, о чём не думаешь, чего не замечаешь.
Просто потому, что пока это принадлежит миру взрослых, которые полуторатысячным потоком ежедневно приходят сюда на работу.
Владимир Гуреев
Владимир Гуреев, marksianin.ru
|